Бермудский треугольник, секреты долгой мистификации. Виктор конев бермудский треугольник и другие загадки морей и океанов Чарльз берлиц бермудский треугольник онлайн

Диспетчеры услышали в своих наушниках лишь несколько панических фраз, после чего самолет исчез с экранов радаровКонгресс США принял резолюцию за номером 420-2. Этим документом американцы отдали дань памяти 27 морским летчикам звена FT-19, которые бесследно исчезли 60 лет назад, не вернувшись из тренировочного полета над районом, впоследствии получившим название «Бермудского треугольника». Вслед за конгрессом телекомпания NBC сообщила о готовящейся на 27 ноября премьере нового документального фильма о злополучном звене.

Инициатором резолюции выступил конгрессмен–демократ от штата Флорида Клей Шоу. В интервью газете Chicago Chronicle Шоу разъяснил свою позицию: «Мы не хотим идти на поводу у любителей разного рода сенсаций, считающих Бермудский треугольник таинственным и необычным. Но лично я буду настаивать на продолжении расследования этой трагедии. Хотя бы для того чтобы сообщить о судьбах экипажей их родственникам. Вероятно, там действительно случилось что-то неординарное, что заставило опытных пилотов предпринять действия, приведшие к катастрофе. Когда-нибудь мы раскроем эту тайну и положим ее на полку».

Собственно, печальная слава Бермудского треугольника — района Мирового океана, ограниченного линиями, соединяющими оконечность полуострова Флорида (Ки-Уэст), северную часть Пуэрто-Рико и больший из Бермудских островов, — как раз и началась с того злополучного полета. До того легенды треугольника жили лишь в виде фольклора местных рыбаков да капитанов мелких судов, которые в изобилии бороздят этот оживленный судоходный район.

Район Бермудского треугольника считался опасным для плавания еще во времена испанского владычества в Центральной и Южной Америке. Испанские галионы, вывозившие из колоний золото и серебро, собирались в Гаване, а затем отправлялись через океан в Испанию. Было подсчитано, что на дне моря в пределах Бермудского треугольника находится около 1200 испанских кораблей. Они терпели крушение во время летних ураганов и зимних штормов, налетали на рифы и песчаные мели, их топили пираты.

Позже воды треугольника бороздили английские, французские и голландские корабли, и вновь на дно моря уходили новые десятки судов. Так что у этого района Атлантики всегда была недобрая слава, но тем не менее нет такого исторического документа, который говорил бы о нем как о загадочном, хотя в полных суеверий прошлых веках для этого нашлось бы гораздо больше места, чем в настоящее время.

Сам инцидент, который удостоился особой резолюции конгресса, произошел днем 5 декабря 1945 года, когда с аэродрома ВМФ США Форт-Лодердейл поднялись пять торпедоносцев–бомбардировщиков Grumman TBM-1 Avenger патрульного звена FT-19 под командованием инструктора по летной подготовке первого лейтенанта Чарльза Тейлора. Цель миссии – отработка групповой слетанности и поддержание летных навыков экипажей, продолжительность полета – три часа.

Четыре «эвенджера» («мститель») ушли в полет со штатными экипажами: пилот, штурман-бомбардир и стрелок–радист. На инструкторской машине Тейлора отсутствовал стрелок. Трагедия случилась на обратном пути: командир звена передал диспетчеру в Ки-Уэст радиограмму: «У нас нештатная ситуация, очевидно, мы сбились с курса».

Последнее сообщение от Тейлора, полученное 40 минут спустя, свидетельствовало о том, что командир принял решение тянуть в сторону берега до полной выработки топлива. Больше этих людей никто не видел. Спустя несколько часов на поиски звена вылетели три морских патрульных бомбардировщика Martin PBM-1 Mariner.

Эти оснащенные радарами летающие лодки, способные садиться на воду и взлетать даже при волне силой 3-4,5 балла, были как нельзя лучше приспособлены для поиска и спасения терпящих бедствие – запас топлива позволял им держаться в воздухе до 48 часов. Один из самолетов-спасателей также исчез, унеся с собой тайну гибели 13 членов экипажа.

«Миллион на миллион»

Район Бермудского треугольника считался опасным для плавания еще во времена испанского владычества в Центральной и Южной Америке

Скоро об исчезновении целого звена разузнали репортеры местных газет, и история получила широкую огласку. Америка пребывала в состоянии шока. Шутка ли — через 4 месяца по окончании войны гибнут пять боевых самолетов с опытными экипажами, прошедшими ад воздушных сражений над Тихим океаном. И каких самолетов: «эвенджер» («мститель») — основной палубный торпедоносец ВМФ США, гроза японского флота — был для американцев таким же символом победы, каким для нас служит легендарный штурмовик Ил-2.

Надежные самолеты (были случаи, когда «мстители» приходили на авианосец в прямом смысле «на одном крыле»), оснащенные самым современным навигационным оборудованием, теряются в простых метеоусловиях при видимости, как говорят авиаторы, «миллион на миллион», и где!

Практически во «внутренней луже», районе, над которым за годы войны тысячи американских самолетов сделали десятки тысяч вылетов в поисках немецких и японских подлодок, пытавшихся подкараулить союзнические транспорты на пути от Флориды к Панамскому каналу.

Ажиотажа добавило и то, что масштабные поиски на 250 тыс. кв. миль акватории, предпринятые сотнями кораблей и самолетов, не представили никаких физических свидетельств катастрофы. Сразу вспомнились и старинные легенды о судах, покинутых экипажами, и байки островитян, которые «давно знали, что места тут нехорошие». Одновременно припомнились и дела недавние: за два месяца до того при подозрительных обстоятельствах на подлете к Ки-Уэсту потерпел катастрофу грузопассажирский лайнер Lancastrien британской авиакомпании BOAC, совершавший рейс с Барбадоса.

Пилотировал четырехмоторную машину, демилитаризированный тяжелый бомбардировщик, опытный военный экипаж. Диспетчеры во Флориде услышали в своих наушниках лишь несколько панических фраз, после чего самолет исчез с экранов радаров. Хотя остатки спасательных плотов прибило к берегу спустя некоторое время, 23 пассажира и четверо летчиков до сих пор числятся пропавшими без вести. Впрочем, довольно скоро эти истории были забыты. До времени.

В сумме получается

Книга Чарльза Берлица «Бермудский треугольник»

Настоящий взрыв произошел в 1974 году после выхода книги некоронованного короля знатоков тайн Бермудского треугольника Чарльза Берлица «The Bermuda Triangle». Бестселлер был моментально переиздан в других издательствах, причем в каждом из них пришлось по несколько раз допечатывать тиражи. По самым скромным подсчетам, тираж книги Берлица достиг почти 20 млн. экземпляров (в дешевом карманном оформлении).

Так Бермудский треугольник стал достоянием очень широкой читательской аудитории, в том числе и советской – в 1978 году перевод Берлица вышел в московском издательстве «Мир». Сторонники Берлица и его последователей постоянно ищут все новые обоснования «мистичности», «таинственности» и «загадочности» этого места. Но как обстоят дела на самом деле? Об этом говорит беспристрастная статистика.

В литературе о Бермудском треугольнике детально описаны 50 случаев исчезновения судов и самолетов. В некоторых работах довольно туманно описываются еще 40 или 50 случаев. В сумме, таким образом, получается около 100. Много это или мало? Не следует забывать, что такое количество накопилось за прошедшие 100 лет, то есть в среднем один случай приходится на год. Это, конечно, очень мало для района, имеющего самую густую сеть воздушных и морских транспортных линий и являющегося к тому же излюбленным местом яхтсменов и любителей спортивной рыбной ловли.

Тропические циклоны летом и штормы зимой представляют собой хорошее испытание даже для опытных капитанов крупнотоннажных судов, что же говорить о яхтах и небольших рыболовных суденышках и легкомоторных частных самолетах? Кстати, с тех пор как над районом стали летать современные реактивные лайнеры, крупных катастроф с пассажирскими самолетами в самом Треугольнике не случалось – последней его «жертвой» стал тяжелый транспортник С-119, пропавший еще в 1965 году!

Однако тайна гибели звена FT-19 продолжает будоражить умы. В пятницу вечером крупнейшая американская телекомпания NBC сообщила о том, что минувшим летом на свои средства она снарядила экспедицию в район гибели торпедоносцев. Премьера фильма о ней назначена на 27 ноября. Как говорят продюсеры документальной ленты, экспедиция поставила больше вопросов, чем дала ответов.

Бермудский треугольник или Атлантида — это место, где пропадают люди, исчезают корабли и самолёты, выходят из строя навигационные приборы, а потерпевших крушение почти никто никогда не находит. Эта враждебная, мистическая, зловещая для человека страна вселяет в сердца людей настолько великий ужас, что говорить о ней они нередко просто отказываются.

У многих лётчиков и моряков другой альтернативы нет, кроме как постоянно бороздить водные/воздушные просторы этой таинственной территории – в окруженную с трёх сторон фешенебельными курортами местность устремляется немалый поток туристов и отдыхающих. Поэтому изолировать Бермудский треугольник от окружающего его мира просто так нельзя и не получится. И, хотя большая часть судов минует эту зону без каких-либо проблем, никто не застрахован оттого, что однажды может не вернуться.

О существовании такого загадочного и удивительного феномена под названием Бермудский треугольник ещё сто лет назад было мало кому известно. Активно занимать людские умы и заставлять их выдвигать различные гипотезы и теории эта тайна Бермудского треугольника начала в 70-х гг. прошлого столетия, когда Чарльз Берлиц опубликовал книгу, в которой чрезвычайно интересно и увлекательно описал истории самых загадочных и мистических исчезновений в данном регионе. После этого журналисты подхватили сюжет, развили тему, и история Бермудского треугольника началась. Всех начали волновать тайны Бермудского треугольника и место, где находится Бермудский треугольник или пропавшая Атлантида.

Находится это дивное место или пропавшая Атлантида в Атлантическом океане возле побережья Северной Америки – между Пуэрто-Рико, Майями и Бермудскими островами. Размещено сразу в двух климатических поясах: верхняя часть, большая – в субтропиках, нижняя – в тропиках. Если эти пункты соединить между собой тремя линиями, на карте окажется крупная треугольная фигура, площадь которой в общей сложности составляет около 4 млн. квадратных километров.

Треугольник этот довольно-таки условный, поскольку корабли пропадают также и вне его границ – и если обозначить на карте все координаты исчезновений, летающих и плавающих транспортных средств, то получится, скорее всего, ромб.

Сам термин является неофициальным, автором его считается Винсент Гаддис, который в 60-х гг. прошлого века опубликовал статью под названием «Бермудский треугольник логово дьявола (смерти)». Особого ажиотажа заметка не вызвала, но словосочетание закрепилось и надёжно вошло в обиход.

Особенности местности и возможные причины крушений

У знающих людей тот факт, что корабли здесь нередко терпят крушения, особого удивления не вызывает: регион этот для навигации непрост – тут немало отмелей, огромное количество быстрых водных и воздушных течений, нередко зарождаются циклоны и бушуют ураганы.

Дно

Что же кроет в себе Бермудский треугольник под водой? Рельеф дна в этой местности интересен и разнообразен, хотя ничего обычного из себя не представляет и изучен довольно неплохо, так как некоторое время назад здесь проводили различные исследования и бурения с целью отыскать нефть и другие полезные ископаемые.

Учёные определили, что Бермудский треугольник или пропавшая Атлантида содержит на дне океана в основном осадочные породы, толщина слоя которых составляет от 1 до 2 км, а само оно выглядит следующим образом:

  1. Глубоководные равнины океанических котловин – 35%;
  2. Шельф с отмелями – 25%;
  3. Склон и подножье материка – 18%;
  4. Плато – 15%;
  5. Глубоководные океанические впадины – 5% (здесь находятся самые глубокие места Атлантического океана, а также его максимальная глубина – 8742м, зафиксированная в пуэрториканской впадине);
  6. Глубокие проливы – 2%;
  7. Подводные горы – 0,3% (всего их – шесть).

Водные течения. Гольфстрим

Практически всю западную часть Бермудского треугольника пересекает Гольфстрим, поэтому температура воздуха здесь обычно на 10°С выше, чем на остальной территории этой загадочной аномалии. Из-за этого в местах столкновений разных по температуре атмосферных фронтов нередко можно увидеть туман, часто поражающий разум излишне впечатлительных путешественников.

Сам по себе Гольфстрим – очень быстрое течение, скорость которого нередко достигает десяти километров в час (надо заметить, что многие современные трансокеанские корабли передвигаются ненамного быстрее – от 13 до 30 км/ч). Чрезвычайно быстрый поток воды без труда способен замедлить или увеличить движение судна (здесь всё зависит от того, в какую именно сторону оно плывёт). Нет ничего удивительного в том, что судна более слабой мощности в прежние времена легко сбивались с курса и их заносило абсолютно не туда, куда следовало, вследствие чего они терпели крушения и навеки пропадали в океанической пучине.


Другие течения

Кроме Гольфстрима в районе Бермудского треугольника постоянно возникают сильные, но нерегулярные течения, появление или направление которых почти никогда невозможно предугадать. Образуются они в основном под влиянием приливных и отливных волн на мелководье и скорость их также велика, как и у Гольфстрима – и составляет около 10 км/ч.

В результате их возникновения нередко образуются водовороты, доставляющие неприятность мелким кораблям со слабым двигателем. Нет ничего удивительного в том, что если в прежние времена сюда попадало парусное судно, выбраться из круговерти ему было непросто, а при особо неблагоприятных обстоятельствах, можно даже сказать – невозможно.

Водяные валы

В районе Бермудского треугольника нередко образуются ураганы, скорость ветра которых составляет около 120 м/с, также порождающие быстрые течения, скорость которых равна скорости Гольфстрима. Они, создавая огромные валы, мчатся по поверхности Атлантического океана до тех пор, пока на огромной скорости не ударятся о коралловые рифы, разбивая при этом корабль, если тот имел несчастье оказаться на пути гигантских волн.

На востоке Бермудского треугольника расположено Саргассово море – море без берегов, со всех сторон вместо суши окруженное сильными течениями Атлантического океана — Гольфстримом, Северо-Атлантическим, Северо-Пассатным и Канарским.

Внешне кажется, что воды его неподвижны, течения слабые и малозаметные, тогда как вода здесь постоянно двигается, поскольку водные потоки, вливаясь в него со всех сторон, вращают морскую воду по часовой стрелке.

Ещё одна примечательность Саргассового моря – это огромное количество водорослей в нём (вопреки распространённому мнению, участки с совершенно чистой водой здесь также имеются). Когда в прежние времена сюда по каким-либо причинам заносило корабли, они запутывались в густых морских растениях и, попадая пусть медленный, но в водоворот, выбраться назад были уже не в состоянии.

Движение воздушных масс

Поскольку эта местность лежит в области пассатов, над Бермудским треугольником постоянно дуют чрезвычайно сильные ветра. Штормовые дни здесь – не редкость (согласно данным разных метеослужб, в год здесь бывает около восьмидесяти штормовых дней – то есть раз в четыре дня погода здесь ужасна и отвратительна.

Вот ещё одно объяснение того, почему раньше обнаруживали пропавшие корабли и самолеты. Это сейчас практически все капитаны осведомлены метеорологами, когда именно будет непогода. Раньше, из-за нехватки информации, во время ужасных штормов в этой местности нашли последнее пристанище немало морских судов.

Кроме пассатов здесь комфортно себя чувствуют циклоны, воздушные массы которых, создавая вихри и торнадо, мчатся со скоростью в 30-50 км/ч. Они чрезвычайно опасны, поскольку, поднимая вверх тёплую воду, превращают её в громадные водяные столбы (нередко их высота достигает 30 метров), с непредсказуемой траекторией и сумасшедшей скоростью. Корабль небольших размеров в такой ситуации шансов уцелеть практически не имеет, крупный, скорее всего, удержится на плаву, но вряд ли выйдет из передряги целым и неповреждённым.


Инфразвуковые сигналы

Ещё одной из причин огромного количества катастроф специалисты называют способность океана производить инфразвуковые сигналы, вызывающие панику у экипажа, из-за которой люди способны даже выброситься за борт. Звук этой частоты влияет не только на водоплавающие, но и на самолеты.

Немаловажную роль исследователи в этом процессе отводят ураганам, штормовым ветрам и высоким волнам. Когда ветер начинает биться о гребни волн, возникает низкочастотная волна, которая практически сразу устремляется вперёд и сигнализирует о приближении сильного шторма. Во время движения она догоняет плывущее судно, бьётся о бортики корабля, затем спускается вниз, в каюты.

Оказавшись в замкнутом пространстве, инфразвуковая волна начинает психологически давить на находящихся там людей, вызывая панику и кошмарные видения, и увидев свои самые страшные кошмары, люди теряют над собой контроль и от отчаяния прыгают за борт. Корабль полностью покидает жизнь, он остаётся без управления и начинает дрейфовать, пока его не найдут (на что может уйти не одно десятилетие).


На воздушные судна инфразвуковая волна действует несколько по-иному. В пролетающий над Бермудским треугольником самолёт попадает инфразвуковая волна, которая, как и в предыдущем случае, начинает психологически давить на пилотов, вследствие этого, те перестают соображать, что делают, тем более, что в этот момент перед ними начинают возникать фантомы. Дальше либо пилот потерпит крушение, либо сможет вывести корабль из представляющей для него опасности зоны, либо его спасёт автопилот.

Газовые пузыри: метан

Исследователи постоянно выдвигают интересные факты о Бермудском треугольнике. Например, есть предположения, что в районе Бермудского треугольника часто образуются пузыри, наполненные газом – метаном, который появляется из трещин океанического дна, что были образованы после извержений древних вулканов (океанографы обнаружили над ними огромные скопления кристаллогидрата метана).

Через какое-то время в метане по тем или иным причинам начинают происходить определённые процессы (например, их появление может вызвать слабое землетрясение) – и он образует пузырь, который, поднимаясь наверх, лопается у поверхности воды. Когда это происходит, газ уходит в воздух, а на месте бывшего пузыря образовывается воронка.

Иногда корабль без проблем проходит над пузырём, иногда пробивает его, и терпит крушение. В реальности воздействия метановых пузырей на корабли никто никогда не видел, некоторые исследователи утверждают, что огромное количество кораблей без вести пропадают именно по этой причине.

Когда корабль попадает на гребень одной из волн, судно начинает спускаться – и тут вода под кораблём неожиданно лопается, исчезает – и он проваливается в пустое пространство, после чего воды смыкаются – и в него устремляется вода. Спасать судно в это время уже некому – когда вода исчезла, на волю вырвался концентрированный метановый газ, моментально убивший всю команду, а корабль тонет, и навсегда оказывается на океаническом дне.

Авторы этой гипотезы убеждены, что эта теория также объясняет причины нахождения в этой местности кораблей с мёртвыми моряками, на телах которых не было обнаружено никаких повреждений. Скорее всего, корабль, когда пузырь лопнул, находился достаточно далеко, чтобы ему что-нибудь угрожало, а вот газ до людей добрался.

Что касается самолётов, метан может пагубно воздействовать и на них. В основном это происходит, когда поднявшийся в воздух метан попадает в топливо, взрывается, и самолёт падает вниз, после чего, попадая в водоворот, навсегда пропадает в океанской пучине.

Магнитные аномалии

В районе Бермудского треугольника также нередко возникают магнитные аномалии, сбивающие с толку всю навигационную технику кораблей. Они нестабильны, и появляются в основном тогда, когда тектонические плиты максимально расходятся.

Вследствие этого возникают неустойчивые электрические поля и магнитные возмущения, отрицательно воздействующие на психологическое состояние человека, изменяющие показания приборов и нейтрализующие радиосвязь.

Гипотезы исчезновения кораблей

Загадки Бермудского треугольника не перестают интересовать человеческий разум. Почему именно здесь терпят крушение и исчезают корабли, журналисты и любители всего непознанного выдвигают ещё немало теорий и предположений.

Некоторые считают, что перебои в навигационных приборах вызывает Атлантида, а именно ее кристаллы, которая ранее находилась именно на территории Бермудского треугольника. Несмотря на то, что от древней цивилизации до нас дошли лишь жалкие крохи информации, кристаллы эти действуют поныне и посылают из глубины океанического дна сигналы, вызывающие перебои в навигационных приборах.


Ещё одной интересной теорией, является гипотеза о том, что Бермудский треугольник или Атлантида содержит порталы, ведущие в иные измерения (как в пространстве, так и во времени). Некоторые даже уверены, что именно по ним инопланетяне проникали на Землю, для того, чтобы похитить людей и корабли.

Военные действия или пиратство – многие верят (пусть это и не доказано), что пропажа современных кораблей прямо связана с этими двумя причинами, тем более, что раньше такие случаи бывали неоднократно. Человеческая ошибка – обыкновенная дезориентация в пространстве и неправильная трактовка показателей приборов также вполне может оказаться причиной гибели корабля.

А есть ли тайна?

Все ли раскрыты тайны Бермудского треугольника? Несмотря на ажиотаж, поднятый вокруг Бермудского треугольника, учёные утверждают, что в действительности эта территория ничем особым не отличается, а большое количество аварий связано в основном с тяжёлыми для навигации природными условиями (тем более, что Мировой океан содержит немало других, более опасных для человека мест). А страх, который вызывает Бермудский треугольник или пропавшая Атлантида – это обыкновенные предрассудки, постоянно подогревающиеся журналистами и прочими любителями сенсаций.

«В Западной Атлантике, примыкающей к юго-восточному побережью США, находится треугольная область. Ее можно очертить линией, идущей от находящихся на севере Бермудских островов к южной оконечности Флориды, оттуда на восток, минуя Багамские острова и Пуэрто-Рико, вплоть до точки, которая расположена примерно на сороковом градусе западной долготы, и затем снова к Бермудским островам. Эта область – волнующее, почти невероятное место, занимающая почетное место в списке неразгаданных тайн. Обычно ее называют Бермудским треугольником. Здесь бесследно исчезло более ста кораблей и самолетов – в основном после 1945 года. За последние 26 лет в ней пропало более тысячи человек, но при поисках не удалось обнаружить ни единого трупа или хотя бы обломка от исчезнувших судов и самолетов. Такие исчезновения стали случаться чаще, хотя авиатрассы и морские пути стали оживленнее, поиски ведутся тщательнее, и все данные хранятся гораздо лучше».

Так Чарльз Берлиц начал книгу «Бермудский треугольник», ставшую одним из немногих бестселлеров среди книг об аномальном. Однако он не был первопроходцем.

Рождение легенды

Первым связал воедино несколько катастроф у побережья Флориды журналист Е.У. Джонс из агентства «Ассошиэйтед пресс». Его заметка гласила:

«Наш мир маленький? Нет, он по-прежнему огромен, как и мир, который знали древние люди, с тем же туманным чистилищем потерянных душ.

Мы думаем, что он маленький из-за скорости колес, крыльев и голоса радио, доносящегося из пустоты. Чтобы проехать милю, нужна минута, чтобы ее пролететь – несколько секунд, но это по-прежнему миля.

Мили складываются в огромное неведомое, куда совсем недавно залетели или заплыли более сотни человек и канули, как суда в старые времена мореплавания.

“Sandra” имела радио. Это был 350-футовый грузовой корабль с 12 членами экипажа. Выйдя из Майами, в Саванне корабль взял на борт 300 тонн инсектицида и отправился в Пуэрто-Кабелло, Венесуэла. По дороге он исчез без следа.

16 июня 1950 года, в год, когда люди считали мир маленьким, ее поиски были прекращены. Судьба корабля и дюжины человек на борту стали официально признанной загадкой.

Где те счастливые мужчины, женщины и двое детей, всего 13 человек, которые сели на самолет в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико, и пролетели 1000 миль к Майами? В 4.00 утра 27 декабря 1948 г. поступило сообщение по радио, что самолет находится в 50 милях к югу от места назначения. Они так и не прибыли.

Спасатели обыскали 310 000 миль океана и материка, но неуловимое чистилище, в которое влетел самолет, не отмечено ни на какой карте.

18 января 1949 г. ВМФ США проводил масштабные маневры к югу от Бермудских островов. В тот же день британский авиалайнер “Ariel” исчез в ясном воздухе, в котором летел. Самолет с 20 людьми на борту приземлялся на островах по дороге из Лондона в Чили.


Самолет «Ariel»

ВМФ прервал маневры. Авианосцы, крейсера и эсминцы бороздили воды, тысячи пар зорких глаз смотрели за борт. Они не нашли ни намека на судьбу самолета.

Годом ранее, 31 января 1948 года, другой британский самолет, “Star Tiger”, приближался к Бермудским островам с 29 людьми на борту. Он несколько раз передал данные о своем местоположении. Потом наступила тишина, окутанная тайной. До сего дня не найдено ни следа этого самолета.

Старая, но более озадачивающая тайна – судьба пяти торпедоносцев, которые 5 декабря 1945 г. вылетели с базы ВМФ Форт Лодердейл для тренировочного полета по навигации. Прошли часы, наступила темнота. Обеспокоенные офицеры вызывали их по радио, но ответом была тишина.

Звено самолетов «Avenger»

Прошло время, когда топливо у самолетов должно было закончиться. На поиски вылетели другие самолеты, включая большой, громоздкий спасательный гидроплан PBM с 13 членами экипажа.

Ни один из пяти торпедоносцев с 14 членами экипажа не нашли, несмотря на самые масштабные поиски в истории Флориды. Не вернулся и спасательный гидроплан.

Примерно 135 человек самонадеянно отправились в мир, который они считали маленьким, и не вернулись – таков список жертв современных тайн. Это все тот же большой мир, каким его знали древние, – мир, где люди с их машинами и кораблями могут бесследно исчезнуть».

Джонс не пытался начертить границы «треугольника», не утверждал, что в нем кроется что-то аномальное. Если взять упомянутые им крушения по отдельности, все они получили убедительные объяснения без привлечения «неведомых сил».


Объяснения без мистики

Корабль “Sandra”, вопреки утверждениям Джонса, имел длину не 350 футов (106 м), а 185 футов (56 м). Он вышел из Саванны 5 апреля, и поиски прекратились не 16 июня, как пишет Джонс, а 29 мая.

В журнале “Fate” за октябрь 1952 г. была напечатана статья Джорджа Сэнда, упоминающая гибель судна. Он обладал незаурядным воображением и живописал пятна ржавчины, покрывавшие борта во всю «350-футовую длину», как судно безмятежно плыло вблизи Джексонвилла и «сквозь мирную тьму тропической ночи, окутывавшую низкий берег Флориды, с правого борта должен был просматриваться мигающий свет маяка Сент-Августин». Автор поведал о том, как моряки, отужинав, прогуливались по палубе и курили, вспоминая о делах минувшего дня.

Морскую идиллию испортил библиотекарь Лоуренс Куше. Подняв документы, он выяснил, что во время исчезновения судна бушевал шторм. Газета “Miami Herald” от 8 апреля 1950 года сообщила:

«Шторм, разразившийся в связи с прохождением полосы низкого давления и сопровождавшийся грозовыми ливнями и сильными ветрами, три дня бушевал во Флориде и в пятницу почти достиг ураганной силы, обрушившись на район морского судоходства. Скорость ветра вблизи Вирджиниа-Кейпс достигала 73 миль в час, что всего на две мили меньше скорости урагана».

Вот вам и мирные разговоры с трубкой в зубах! Хотя у Флориды непогода была не столь выражена, здесь тоже был шторм, начавшийся 5 апреля – в тот день, когда “Sandra” вышла в море. Похоже, что ничего загадочного в гибели судна не было.

Куше выяснил, что самолет DC-3, исчезнувший 16 июня 1948 года, вылетел из Сан-Хуана с разряженными аккумуляторами:


DC-3

«Хотя министерство гражданской авиации и не раскрыло тайну исчезновения DC-3, его доклад содержит очень важную информацию на этот счет. Легенда делает упор на то, что катастрофа произошла почти моментально: внезапная потеря связи между диспетчерским пунктом и самолетом. Однако… поскольку аккумуляторные батареи сели, радиопередатчик, по сути дела, не работал как на аэродроме в Сан-Хуане, так и в начале последнего рейса. Очевидно, что неполадки с передатчиком продолжались в течение всего полета, так как все попытки установить с самолетом радиосвязь оказались безуспешными.

Множество неисправностей могло возникнуть в самолете за те полтора часа, которые прошли между последним сообщением Линквиста (пилота самолета. – Авт.) и тем роковым мгновением, когда в бензобаках не осталось ни капли горючего. Могли возникнуть новые неполадки с электропитанием, а если самолет летит ночью без света, приборов и навигационного оборудования, он обречен на гибель…

В Сан-Хуане синоптики сообщили Линквисту, что в начале полета ветер будет юго-западный слабый, а потом он изменит направление и будет дуть с северо-запада. Делая поправку на ветер, Линквист должен был вести самолет немного левее заданного курса. Однако, когда они приблизились к Майами, ветер снова изменил направление и подул с северо-востока. Если пилот об этом не знал, то, хотя ветер был не сильный, он мог вызвать отклонение от курса влево на 40–50 миль. Таким образом, DC-3, возможно, прошел южнее южной оконечности Флориды и оказался над Мексиканским заливом».

Рейс 19. Летающие гробы

“Ariel” был самолетом авиакомпании “British South American Airways” (BSAA) типа “Tudor IV”, переделанным бомбардировщиком времен Второй мировой. Однако то, что годилось в военное время, в мирное время недопустимо: самолет был настолько плохим, что от него отказались все другие компании. Дон Макинтош, бывший пилот BSAA, считает, что виновата система обогрева кабины летчиков, смонтированная под полом. Обогреватель работал на авиационном топливе, которое по каплям подавалось в раскаленную трубу, и находился в опасном соседстве с жизненно важной системой управления – гидравлическими тягами.

Капитан Питер Даффи, который летал в авиакомпании BSAA, тоже счел близость обогревателя и тяг роковой: «Я считаю, что произошла утечка паров гидравлической жидкости, которые, попав в раскаленный обогреватель, взорвались». Под кабиной не было даже пожарной сигнализации, не говоря уже о системе автоматического тушения огня. У самолета с перебитыми тягами осталось не так много времени, чтобы успеть передать SOS, или же рация тоже вышла из строя.

Спасатели оказались на предполагаемом месте падения через 12 часов. За это время обломки могли затонуть или уплыть очень далеко.

Второй самолет, который упомянул Джонс – “Star Tiger” – был того же типа и принадлежал BSAA. Он пропал 30 (а не 31) декабря, на борту находился 31 человек.

Официальный доклад об исчезновении гласил: «Мы никогда не узнаем, что же на самом деле произошло в данном случае, и судьба “Star Tiger” навеки останется неразгаданной тайной». Но так ли это?


В 2009 году журналисты Би-Би-Си выяснили, что “Star Tiger” столкнулся с проблемами еще до того, как совершил промежуточную посадку на Азорских островах. Нагреватель вышел из строя, к тому же отказал один из компасов. Скорее всего, чтобы в самолете было потеплее, летчик решил лететь не на обычной высоте, а у самой воды. На небольшой высоте, если с самолетом что-то случится, он падает в воду за считанные секунды: у пилотов не хватит времени позвать на помощь.

Гордон Стор, бывший пилот BSAA, в 2008 году сказал, что никогда не доверял моторам самолетов “Tudor IV”: «Все системы были безнадежно запутаны, гидравлика, все оборудование бездумно втиснуто под пол, без всякого соображения». В мешанине проводов, тяг и шлангов любая неполадка могла стать роковой.

Всего за три года у компании BSAA произошло 11 серьезных инцидентов, пять самолетов погибло, унеся жизни 73 пассажиров и 22 членов экипажей. Гибель “Star Tiger” стала последней каплей, заставив отказаться от самолетов со столь дурной репутацией.


Не было никакой тайны и в гибели шести самолетов – пяти торпедоносцев типа “Avenger” и спасательного гидроплана в декабре 1945 года. Летчики торпедоносцев, кроме командира эскадрильи лейтенанта Тейлора и одного из членов экипажа, были неопытными курсантами и, заблудившись, болтались в воздухе над океаном, пока не кончилось горючее. Лоуренс Куше пришел к выводу, что Тейлор, у которого вышли из строя компасы, сыграл роль Сусанина, уводя эскадрилью все дальше в океан. Многие летчики поняли, что он ведет их не туда, но никто не нарушил военную дисциплину, чтобы вернуться на авиабазу правильным курсом.

Документальный видео фильм о бермудском треугольнике (до минуты 17:56)

Когда пришла пора аварийной посадки, погода была не такой хорошей, как во время вылета. Самолеты “Avenger” не предназначены для посадки на воду, тем более в плохую погоду. Скорее всего, пилоты даже не успели открыть кабины и отстегнуть привязные ремни, уйдя под воду вместе с торпедоносцами.

Со спасательным гидропланом дело обстояло еще проще. Моряки судна “Gaines Mills” в 19.50 увидели, как самолет «загорелся в воздухе, быстро упал в воду и взорвался». Такие гидропланы прозвали «летающими цистернами»: в них всегда было много паров бензина. Тайно раскуренная сигарета или искра могли в любой миг вызвать пожар и взрыв.

Сколько инцидентов, столько и причин. Как заметил Лоуренс Куше, «пытаться найти одну общую причину всех исчезновений в Бермудском треугольнике не более логично, чем искать одну общую причину всех автомобильных катастроф в Аризоне».


«Циклоп» — самая крупная жертва «треугольника». Как выяснилось позднее, опасно перегруженное судно пропало во время шторма.

Само название «Бермудский треугольник» появилось только в 1964 году, когда на свет появилась одноименная статья Винсента Гэддиса. Именно в ней легенда приобрела окончательные очертания: корабли и самолеты исчезают не просто потому, что в море случается всякое, а из-за того, что данный район – «аномальная зона», «дыра в небе». К этому он прибавил НЛО, магнитные аномалии и намеки на секретные проекты правительства.

Говорят спасатели

В течение года в разных районах Мирового океана регистрируется до десятка тысяч (!) сигналов “SOS”. За то же время гибнет порядка 300 судов, исчезает без следа в среднем 6 и появляется около двух десятков «судов-призраков», брошенных командами. Все это происходит не где попало, а, как правило, в тех районах, где интенсивность судоходства высока, а условия для плавания неблагоприятны. В этом смысле «Бермудский треугольник» не слишком отличается от других районов Мирового океана. Первое место по крушениям и исчезновениям судов занимают азиатские моря.

Как свидетельствуют данные Седьмого округа береговой охраны США, ведающего спасательными работами в районе «треугольника», в год здесь совершается свыше 150 тысяч морских рейсов. Если же сравнить количество катастроф в этом районе, занимающем около четверти длины побережья США, со всей его длиной, то, как это ни парадоксально, потери в «Бермудском треугольнике» не только не выше средних, но порой и ниже (так, в 1975 году из 21 морской катастрофы на долю «треугольника» пришлось всего 4, в 1976 году из 28 – лишь 6). Эти данные относятся к судам, чей тоннаж превышает 100 регистровых тонн. Авиалайнеры, став технически совершеннее и мощнее, перестали «исчезать». За частными катерами, яхтами и самолетами следят менее пристально, и они продолжают погибать в неспокойных водах. Гольфстрим за сутки может унести обломки крушения на 100-200 миль, скрыв следы разыгравшихся трагедий.

Переменчивая погода, рельеф океанского дна, включающий то мели и рифы, то глубоководные впадины, частые ураганы, штормы, смерчи, даже пиратство – все эти факторы не сделали «треугольник» настолько опасным, чтобы знаменитая страховая монополия «Ллойд» увеличила суммы страховки кораблей, проходящих через «роковое место». Представитель «Ллойд» в 1975 г. заявил, что «наша информационная служба не обнаружила никаких данных, свидетельствующих, что в «Бермудском треугольнике» имело место больше потерь, чем где бы то ни было».

Береговая охрана США считает «треугольник» вымыслом:

«Большая часть исчезновений может быть приписана уникальным особенностям окружающей среды района. Во-первых, «Дьявольский треугольник» является одним из двух мест на Земле, где магнитный компас указывает на истинный (географический) север. Обычно он указывает на магнитный север. Разница между двумя направлениями известна как магнитное склонение. При кругосветном путешествии его величина может меняться на целых 20 градусов. Если это магнитное склонение, или ошибка, не будет учтено, штурман может намного сбиться курса и столкнуться с большими трудностями…

Другой фактор внешней среды – особенность Гольфстрима. Это течение крайне быстрое, бурное и может быстро уничтожить любые следы бедствия. Непредсказуемый характер погоды в Карибско-Атлантическом регионе также играет свою роль. Пилотам и морякам часто грозят катастрофой смерчи и внезапные локальные грозовые штормы. Наконец, топография дна океана изменяется от обширных мелей вокруг островов до морских впадин, которые являются одними из самых глубоких в мире. В результате взаимодействия с сильными течениями, омывающими многочисленные рифы, топография дна находится в состоянии постоянного движения и образование новых навигационных опасностей происходит быстро.

Не стоит недооценивать и фактор человеческих ошибок. В водах между Золотым берегом Флориды и Багамскими островами плавает большое количество прогулочных катеров. Слишком часто они пытаются пересечь эту акваторию на чересчур маленьких судах, недостаточно представляя опасности района, и не обладая хорошими навыками судовождения.

Береговая охрана не впечатлена сверхъестественными объяснениями бедствий на море. Каждый год собственный опыт убеждает их в том, что комбинация природных сил и непредсказуемости поведения людей может во много раз превзойти даже самую изощренную научную фантастику».

Журналист Питер Мичелмор, дежуривший вместе с береговой охраной в районе «Бермудского треугольника», приводит случаи, когда люди только чудом не вошли в статистику «бесследных исчезновений»:

«Человеком, вышедшим победителем из схватки со смертью, был Дан Смит, капитан трехмачтовой шхуны «Стар оф пис». Его судно шло по спокойному морю из Нассау в Майами, когда неожиданно взорвался дизель. Шхуна стала быстро погружаться. Обожженный, раненный осколками, Смит все же нашел в себе силы не только спустить спасательный плотик – на борту, кроме него и двух матросов, было еще пять пассажиров, – но и послать в эфир сигнал бедствия и взять с собой радиомаячок. Представьте себе, что он растерялся. Тогда «Стар оф пис» пополнила бы длинный перечень загадок Бермудского треугольника: «Таинственно исчезла в хорошую погоду», – было бы записано после названия этого судна.

Впрочем, самообладание и находчивость в экстремальных ситуациях нужны не только мореходам, но и летчикам. Взять, например, историю Дэвида Экли. Прекрасным солнечным днем он вылетел из Палм-Бич на Багамы на легком двухмоторном самолете. В 40 милях от берега у него загорелся правый мотор. Попытки сбить пламя оказались безрезультатными, машина почти перестала слушаться пилота, но он все же не дал ей свалиться в штопор, а приводнился на три точки. Прежде чем самолет затонул, Экли успел перебраться на надувной плотик. Оставалось решить еще одну проблему: как сообщить о себе. Дело в том, что пока он закладывал крутые виражи, борясь с огнем, рация вышла из строя. «К счастью, у меня была с собой не газовая, а бензиновая зажигалка, над допотопностью которой часто подшучивали мои друзья, - рассказывал Экли позднее. - Она сослужила мне хорошую службу. Поскольку синтетический комбинезон сшит из негорючей ткани, я соорудил из него жаровню, сложил туда рубашку и белье, приготовил зажигалку и стал ждать, когда поблизости покажется судно или самолет. Ведь в центре контроля за полетами в Майами должны были заметить, что я вдруг исчез с экрана локатора». Расчет летчика оправдался: действительно послали на розыски вертолет, который и увидел его самодельный факел.

Легенда, обреченная на жизнь

Лоуренс Куше проверил 50 наиболее часто упоминавшихся случаев исчезновения или гибели в «Бермудском треугольнике» и пришел к выводу, что их можно разделить на несколько категорий. Среди них есть вымыслы – кто-то придумывает «загадочную катастрофу», а другие эту «утку» подхватывают, не проверив источник информации. Есть серьезнейшие ошибки – не совпадают название судна, год, место катастрофы. В ряде случаев судно или самолет вообще не исчезали, продолжая плавать или летать еще долгие годы!

Чаще всего, однако, пишущие про «Бермудский треугольник» упоминают случаи, имевшие место, но информация о них серьезно искажена – пропущены важные детали, совершенно меняющие ситуацию (например, что найдены обломки судна, бушевал шторм и т. п.). В результате трезво проведенного анализа они из «загадочных» переходят в разряд обычных, пелена таинственности исчезает.

Читать про загадки и тайны не так скучно, как научную литературу, так что книги, посвященные «треугольнику», не скоро исчезнут с прилавков. «Бермудский треугольник» Чарльза Берлица семь месяцев не выходил из списка бестселлеров и была распродан, по самым скромным подсчетам, тиражом 5 млн экземпляров (называли и вчетверо большую цифру). Вместо скучных попыток дать естественные объяснения катастрофам, Берлиц обрушил на читателей интригующие догадки и предположения:


Примерно так Берлиц и его последователи представляют себе исчезновения судов в «треугольнике»

«Если самолеты, пароходы и люди похищаются из Бермудского треугольника или иной части мира с помощью НЛО или других способов, то важнейшей задачей любого расследования должен быть поиск возможной причины или причин. Ряд исследователей придерживаются мнения, что разумные существа, в научном отношении опередившие сравнительно примитивные народы Земли… уже много столетий заняты наблюдением за нашим прогрессом, чтобы при необходимости вмешаться, помешав нам разрушить свою планету. Это, конечно, предполагает альтруистические побуждения у некоторых существ из близкого или далекого космоса, – черта, которая не всегда преобладает у исследователей или первооткрывателей.

С другой стороны, в окрестностях Бермудского треугольника и в ряде других узловых точек можно предположить электромагнитные гравитационные токи, дверь или окно в другое пространство или измерение, через которые достаточно продвинутые в научном плане инопланетяне могут проникать на Землю по своему желанию, но если с этими окнами встречаются люди, они оказываются дорогой в один конец. Возвращение для них будет невозможно или в силу уровня их научного развития, или же потому, что им будут препятствовать внеземные силы. Многие исчезновения, особенно целых судовых команд, свидетельствуют о набегах из космоса с целью пополнить зоопарки Вселенной, приобрести экспонаты для выставок, показывающих разные эпохи развития планетарных цивилизаций, или для экспериментов».

В доказательство приводятся истории типа этой:

«Несколько лет назад пассажирский самолет авиакомпании «Нэшнл Эрлайнз» со 127 пассажирами на борту приближался к посадочной полосе аэродрома в Майами (Флорида) с северо-востока и контролировался наземным радаром. Вдруг самолет исчез с экрана и появился лишь через десять минут. Посадка произошла без каких-либо эксцессов. Экипаж был удивлен беспокойством аэродромной службы. Когда летчики сверили время, то оказалось, что все часы в самолете отстают на 10 минут по сравнению с аэродромными. А 20 минутами раньше при сверке часов в самолете и на диспетчерском пункте никаких расхождений не было. Старший диспетчер сказал пилоту: «Боже мой, дружище, да вы ведь в течение десяти минут просто-напросто не существовали!»

Ни сам Берлиц, ни другие авторы не приводят даты, времени и номера рейса. В документах Управления гражданской авиации США, документах аэропорта Майами и самой авиакомпании такого происшествия не зарегистрировано. Работники компании утверждали, что «если бы случай действительно имел место, все бы наверняка о нем знали». Но далеко не все в книгах о «треугольнике» выдумано.

Метановый ад под ногами

«Пилоты «Боинга-707», летевшего из Сан-Хуана в Нью-Йорк 11 апреля 1963 г., наблюдали вздымающийся бугор воды, напоминающий гигантскую цветную капусту, – пишет Берлиц. – Он отчетливо наблюдался в 13.30 с высоты 9,5 км – сначала вторым пилотом, потом командиром и бортмехаником. Координаты наблюдения – 19°54′ с. ш. и 66°47′ з. д., в окрестностях Пуэрториканского желоба глубиной 5,5 миль. Они рассчитали, что поднявшаяся масса воды была 0,5-1 мили диаметром и высотой более 900 м. Поскольку командир не захотел нарушать расписание, подвергая опасности самолет и пассажиров, он просто посмотрел на необычное явление и продолжал полет прежним курсом. Второй пилот, однако, потом обратился в береговую охрану, центр сейсмической службы и, что довольно странно, в ФБР, но не получил от них никаких подтверждений, что в том месте в указанное время происходило что-то необычное».

Это же явление несколько недель спустя наблюдал пилот Рэймонд Шаттенкирк из авиакомпании “Pan Am”:

«Я был вторым пилотом самолета, летевшего 2 марта 1963 года рейсом 211 из Нью-Йорка (вылет в 14.34 по Гринвичу) в Сан-Хуан, где мы приземлились в 18.22. Во время полета ровно в 17.45, когда мы находились в точке с координатами 20°45′ с. ш. и 67°15′ з. д. на высоте 7,5 км, направляясь по азимуту 175°, я увидел на поверхности океана впереди по курсу примерно в 45° по правому борту образование гигантского белого пузыря. Пузырь имел форму и симметрию белой части цветной капусты. Мысленно сравнив его с размерами наземных сооружений, как они видны с высоты 6-9 км, я могу сказать, что в него бы легко поместился аэропорт Идлвилд.

Экипаж – командир Джон Кнеппер, я, Ральф Стокс и бортинженер наблюдали это пугающее явление по меньшей мере три минуты, пока пузырь не опал, превратившись в огромный круг темно-голубой воды без следов дыма, пара или обломков. Казалось, он появился из ниоткуда и вернулся в ничто».

Берлиц не знал, что вздымающиеся «пузыри» получат естественное объяснение в 1984 году. Канадский химик Дональд Дэвидсон обратил внимание на залежи газовых гидратов под «Бермудским треугольником». По виду они похожи на обычный снег – белесые, быстро распадающиеся от тепла кристаллы. Эти твердые соединения газов с водой очень стабильны, словно цементируя дно жестким «панцырем» толщиной до 300 и более метров.


Физические тесты подтвердили правильность компьютерной модели. Корабль тонул, если он находился между серединой пузыря и его внешним краем

Далее возможны два варианта. Во-первых, под газогидратным «панцырем» могут скапливаться огромные объемы природных газов – в основном метана и углекислоты. «Панцырь» время от времени растрескивается, и газы моментально вырываются наружу в виде гигантского «пузыря». Судно, попавшее в зону выброса газов, обречено. Газ метан горюч, и если его концентрация в выбросе велика, он может воспламениться и превратиться в гигантский факел (такие факелы, высотой до 500 метров, наблюдал в 1985-1987 г. Л. П. Зоненшайн из Института океанологии АН СССР в богатом газовыми гидратами Охотском море).

Пилоты двух самолетов, видевших «пузыри», поступили правильно: если бы они подлетели поближе, то рисковали бы «засосать» метан турбинами с непредсказуемыми последствиями, вплоть до остановки мотора или взрыва в воздухе.

Во-вторых, если какой-то процесс нарушит равновесие слоя газовых гидратов и его обломки начнут всплывать, более высокая температура поверхностных слоев заставит их быстро таять. Один объем газовых гидратов дает 100-160 объемов газа, и к моменту выхода газов на поверхность вода превратится в газо-водную смесь, не способную удержать на себе судно. Корабль проваливается под воду, рискуя никогда не подняться.


«Мне доводилось встречаться с людьми, – заявил морской геолог Алан Джадд из Сандерлендского университета, – которые попадали в такие катастрофы. Они остались живы лишь потому, что в их случае выброс метана был недостаточно мощным для затопления, однако корабль на короткое время терял часть своей плавучести и резко погружался в воду на 1-2 метра».

Чарльз Берлиц тоже встречался с людьми, попадавшими в газовые выбросы, но предпочел считать их чем-то сверхъестественным. В его книгах упоминается случай с Джо Талли, капитаном рыболовного судна “Wild Goose”. В 1944 году судно шло на буксире за другим кораблем – “Caicos Trader”. Талли спал в каюте, как вдруг в нее ворвалась вода. Он автоматически схватил спасательный жилет и выплыл в люк. Судно в этот момент было уже на глубине 15-25 метров, но Талли сумел подняться к воздуху. “Caicos Trader” остался на плаву. Моряки потом сказали, что его судно буквально провалилось под воду: пришлось обрубить буксирный трос, опасаясь, что их тоже утянет в бездну. Выброс был небольшим, иначе на дно пошли бы оба судна и глубина погружения оказалась смертельной.

«Треугольник» – база НЛО?

Команда американского ракетного эсминца “Josephus Daniels” 20 октября 1969 года наблюдала нечто странное. Специалист по радарам Роберт Рейли, старшина третьего класса, рассказал Берлицу:


«Мы возвращались с задания в Гуантанамо и плыли севернее Кубы. Большинство моряков не знали о местонахождении судна, но я занимался навигацией и знал, что мы находимся в Треугольнике. Не помню точную дату, но помню время – 23.45. Я был внутри – у нас были два впередсмотрящих, по одному с каждой стороны мостика, в 9 метрах от информационно-боевого центра. Кто-то сказал, что вахтенный по правому борту увидел нечто…

Трудно описать. Похоже на луну, поднимающуюся над горизонтом, но в тысячу раз больше – как восход солнца, которое не светится. Оно было светом, который не испускал света. Оно поднялось над горизонтом примерно в 11-15 милях по правому борту и отчасти перед нами, продолжало увеличиваться в течение 15 минут. Все это выглядело, как вспышка от ядерного взрыва, но увеличивалось, оставалось на месте – будь это ядерный взрыв, мы бы увидели его на радаре, имеющем радиус действия свыше 300 миль.

Известили капитана. Вахтенный офицер на мостике приказал развернуть судно. Может, он подумал, что это ядерный взрыв, а стандартный маневр в таком случае – «развернуться кормой к вспышке». Это видело человек 70-100 – большинство лежало по койкам. Я бы тоже спал, если бы не дежурил…

На следующий день мы прибыли в Норфолк. Все только и говорили об этом. Наш капитан собрал команду и сказал не распространяться об увиденном».

Вы, должно быть, подумали, что моряки с эсминца видели выход горящего газа из пучин океана. И ошиблись. Расширяющийся «шар» – эффект, сопровождающий запуск баллистических ракет с бортов американских подводных лодок. Если капитан об этом знал, просьба молчать была вполне оправдана.

То же самое видел Тур Хейердал во время плавания на «Ра-II» в 1970 году:

«В ту ночь нам довелось пережить сильный испуг. 30 июня в 0.30 Норман поднял меня на вахту, я сел в спальном мешке и начал натягивать носки, так как на мостике было сыро и холодно. Вдруг снова послышался голос Нормана, и теперь в нем звучал ужас:

– Иди сюда, скорей! Смотри!

Я нырнул в дверь, сопровождаемый по пятам Сантьяго, вскарабкался на мостик, и через крышу каюты мы уставились в ту сторону, куда показывал Норман.

Чисто конец света. Над горизонтом с левого борта, на северо-западе восходил бледный диск, похожий на призрачную алюминиевую луну. Не отрываясь от воды, он медленно увеличивался в размерах. Правильно расширяющийся полукруг напоминал то ли очень плотную туманность, ярче Млечного пути, то ли шляпку от гриба, которая неотвратимо наступала на нас, все шире захватывая небо. Луна сияла в противоположной стороне, было безоблачно, сверкали звезды. Сперва я подумал, что это световое пятно на фоне влажного ночного воздуха от какого-нибудь мощного прожектора за горизонтом. А может, это атомный гриб, плод чудовищной оплошности людей? Или северное сияние? В конце концов, я склонился к тому, что это светящийся дождь космических тел, вторгшихся в земную атмосферу. Тут диск, который уже занял около тридцати градусов черного небосвода, вдруг перестал расти, как-то незаметно растаял и пропал. Так мы и не поняли, что это было… Утром мы узнали от барбадосского радиолюбителя, что это же явление, но на северо-востоке, наблюдали с многих островов Вест-Индии».


На борту «Ра-II» был советский врач – Юрий Сенкевич, впоследствии ведущий программы «Клуб кинопутешествий». В 1997 году он рассказал, что в ту ночь тоже видел «расширяющийся диск» над океаном. По данным журнала “Marine Observer”, это грандиозное зрелище – запуск ракеты типа «Посейдон» – наблюдали с шести кораблей в Атлантике.

Конечно, в «Бермудском треугольнике» встречаются различные аномалии и даже НЛО, но частота их появления ничуть не выше, чем в других районах Атлантики. Все известные случаи не дают основания считать, что «треугольник» – база НЛО или их охотничьи угодья.

Михаил Герштейн

Share Tweet Share Whatsapp Email

«Пх’нглуи мглвнафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что означает: «Здесь, в этом доме, в городе Р’льехе мёртвый Ктулху спит в ожидании своего часа ».

Говард Филлипс Лавкрафт «Зов Ктулху »

Бермудский треугольник – это настоящий феномен 20 века, над тайной которого бьются ученые, а также уфологи, экстрасенсы и представители ряда других сомнительных профессий уже не один десяток лет. О зловещем месте в Атлантическом океане, где пропадают корабли и самолеты, не слышал разве что человек, всю жизнь просидевший в бункере. Рассказы моряков, жителей близлежащих районов и некоторых представителей альтернативной науки, обильно приправленные фантазиями, вызывают нездоровый холодок на спине и навсегда отбивают желание путешествовать в этих местах у любого, кто ранее планировал отдых где-нибудь поблизости.

Версий с причинами пропажи транспорта в этих водах немало. Некоторые считают, что людей и технику похищают инопланетяне, тем более, что версия их существования была значительно подогрета . Другие предполагают заговор правительства, засилье пиратов, влияние призраков и полтергейстов, божественное вмешательство и прочие домыслы. Ученые настроены более скептически, и предлагают версии куда более приземленные.

Бермудский треугольник – это, безусловно, воображаемая линия, которая проходит через Флориду, Бермудские острова и Пуэрто-Рико, образуя треугольник (некоторые со всей серьезностью предполагают, что Бермудский треугольник можно увидеть). Океан в этих местах невероятно оживлен, здесь находится масса курортов и примечательных мест, которые привлекают туристов. Даже суеверным капитанам приходится скрепя зубы проводить свои судна сквозь Бермудский треугольник (Треугольник Дьявола, как его любят называть некоторые религиозные люди), чтобы заработать на жизнь. Впрочем, слухи о паранормальных особенностях этой части Атлантики сильно преувеличены – подавляющее большинство кораблей и самолетов преодолевают этот участок безо всяких инцидентов. Но всегда есть шанс выйти в море и не вернуться.

Человеку свойственно все преувеличивать. Как в корыстных целях, так и от недостатка понимания окружающего мира. Впрочем, дыма без огня не бывает. Тайна Бермудского треугольника действительно существует, пусть и не в тех масштабах, которые подаются в литературе и кино.

Что такое Бермудский треугольник

Из неофициальных источников о загадочных исчезновениях кораблей в районе Бермудского треугольника стало известно в 1840 году. По слухам, дошедшим до наших дней, тогда к берегам недалеко от Нассау прибило французское судно «Розали», на котором не было никого из экипажа, но сам корабль выглядел полностью исправным. Паруса на судне были подняты и все выглядело так, будто команда корабля просто исчезла в один миг. В 20 веке скептически настроенные люди опровергли эту историю , однако осадок остался.
К теме Бермудского треугольника стали возвращаться в середине прошлого века. На это повлиял ряд необъяснимых событий, произошедших в этих водах, а также журналисты, которые ради красивых заголовков и креатива называли территорию, площадью около 4 миллионов квадратных километров, местом, где исчезла Атлантида.

Большое влияние на внимание общественности к феномену в бермудских водах оказал Чарльз Берлиц – американский писатель, который выпустил в 1974 году книгу с фактами о Бермудском треугольнике. В ней Берлиц собрал известные случаи таинственных исчезновений транспорта в этом районе, а также постарался проанализировать события и прийти к их причинам. Книга стала бестселлером не только среди американского населения, но и во всем мире. Именно с этого момента общественность, которая всегда была жадной до разного рода мистификаций, проявила интерес к проблеме паранормального района в Атлантическом океане.

На самом деле Бермудский треугольник – не совсем треугольник, как бы это каламбурно ни звучало. Если проанализировать все пропажи транспорта в этом районе с помощью карты, а потом соединить линии, то получится скорее ромб или что-то похожее, поэтому у района нет строго очерченных границ. Если в этом месте и есть что-то мистическое, то чувствовать себя в безопасности при выходе за черту треугольника не стоит.

Известные случаи пропажи транспорта в Бермудском треугольнике

Если проблему Бермудского треугольника и преувеличивают, то не чересчур. В этом районе на протяжении всего 20 века действительно происходят загадочные события, некоторые из них даже ученые не в состоянии объяснить до сих пор. На дне океана в этих местах находится множество затонувших кораблей, еще большее количество суден и самолетов так и не удалось обнаружить. Мы постарались собрать наиболее странные пропажи и крушения транспорта в зловещем Треугольнике Дьявола.

Исчезновение «Эвенджеров». Звено 19

Пожалуй, одно из самых неоднозначных и мистических событий, связанных с Бермудским треугольником, произошло 5 декабря 1945 года. О нем же писал в своей книге Берлиц. В этот день с базы морской авиации в Форт-Лодердейле вылетело звено из пяти торпедоносцев-бомбардировщиков «Эвенджер», которые должны были выполнить рядовой тренировочный полет. Погода была превосходная: штиль, ясное небо, отличная видимость. 14 опытнейших пилотов (некоторые из них налетали по 2500 часов) отправились по стандартному для авиабазы маршруту, чтобы сбросить бомбы на условную цель и вернуться домой. Но они не вернулись.

В 14.10 по местному времени торпедоносцы покинули базу, после чего о происходившем экспертам остается судить лишь по записям в журналах радиосвязи. Спустя полтора часа после начала полета на авиабазе засекли радиопереговоры, в которых летчики эскадрильи озабоченно переговаривались о том, что приборы навигации отказали, вышли из строя все компасы, и звено заблудилось.

Руководство Форта-Лодердейл отдало распоряжение наладить связь с группой 19, и через полчаса спасательному подразделению удалось связаться с ведущим звена, капитаном Тейлором. Командир подтвердил, что у него нет навигации, и суши под собой он не видит. Несколько часов самолеты блуждали в районе Бермудского треугольника, после чего у них закончилось топливо, и они были вынуждены приводниться на поверхность океана. После этого вся связь с экипажами пропала.

Начальство авиабазы тотчас отправило в район предполагаемого приводнения Звена 19 сразу два спасательных гидросамолета «Маринер», но по разным маршрутам. Один из них, борт №49, после сообщения о том, что прибывает в район пеленга пропавших торпедоносцев, внезапно исчез из радиоэфира. Наладить связь с ним так и не удалось.

В 21.20 по местному времени капитан одного из нефтяных танкеров, находившихся в районе Бермудского треугольника, отправил береговой охране сообщение о том, что увидел взрыв в небе, который позже оставил на воде масляное пятно. Под местом взрыва экипаж танкера ничего не обнаружил.

Штаб авиабазы в этот момент схватился за голову и отдал приказ второму «Маринеру» лететь к координатам масляного пятна, указанным моряками с танкера, чтобы попытаться найти обломки спасательного самолета. Когда борт №32 «Маринер» прибыл на место, то ни обломков, ни самого масляного пятна на воде обнаружить не смог. Если там что-то и было, то бесследно исчезло. Дальнейшие поиски Звена 19 также успехов не принесли, и оставшемуся «Маринеру» пришлось вернуться на авиабазу ни с чем. До наших дней ни один из самолетов так и не был найден.

Такая мистика уже не входила ни в какие рамки, и власти США отдали приказ на проведение одной из самых масштабных поисково-спасательных операций в истории. В воздух подняли 300 самолетов армии для прочесывания местности. В море вышло 21 судно с новейшим оборудованием для пеленга. Проводились и наземные поиски с помощью отрядов волонтеров, которые должны были искать обломки самолетов, прибившиеся к берегу. Безрезультатно. Люди не смогли найти ничего, что указывало бы на судьбу Звена 19 и спасательного самолета.

Пропажа военно-транспортного самолета С-119 ВВС США

6 июня 1965 года в районе Багамских островов с экранов радаров пропал военно-транспортный самолет дальнего назначения С-119. Он должен был доставить четырех механиков в Гранд Тюрк, но так и не добрался до места назначения. Последнее радиосообщение от С-119 на земле получили, когда тот находился, примерно, в 180 километрах от Гранд Тюрка, после чего связь оборвалась.

На поиски пропавшего самолета была поднята вся местная береговая охрана и военные, которые прочесывали по 77 000 квадратных миль в день в течение пяти дней, но так и не добились успеха. Самолет исчез бесследно.

Это один из немногих случаев пропажи транспорта в Бермудском треугольнике, который связывают с похищением инопланетянами.

Исчезновение «Циклопа»

Если исчезновение самолетов в области Бермудского треугольника можно связать с банальным крушением, то бесследную пропажу огромных кораблей объяснить не так просто.

В марте 1918 года военно-транспортный корабль ВМС США «Циклоп» отправился с грузом марганцевой руды из порта в Рио-де-Жанейро в сторону Североатлантических штатов. На борту этого огромного судна находилось 306 пассажиров, не считая команды. На протяжении всего плавания от экипажа не поступало никаких тревожных сообщений. Последний раз корабль был замечен недалеко от острова Барбадос, где он сделал небольшую остановку. После этого его никто не видел.

Поиски пропавшего «Циклопа» велись на протяжении десятков лет, однако ни обломков, ни корпуса корабля, ни тел погибших пассажиров найти не удалось. Судно исчезло бесследно.

Тайна судна «Рубикон»

Одно из самых таинственных событий, связанных с загадкой Бермудского треугольника, произошло 22 октября 1944 года. Тогда ВМС США обнаружили кубинский грузовой корабль под названием «Рубикон», который самостоятельно дрейфовал в водах Атлантического океана. Когда на борт судна поднялись военные, то выяснилось, что на корабле из живых существ находится только собака. Команда бесследно исчезла.

«Рубикон» был в отличном состоянии, не имел видимых повреждений от шторма или чего-либо еще, личные вещи команды находились на своих местах, на камбузе все выглядело так, будто экипаж собирался принимать пищу. В судовом журнале находилась единственная запись, сделанная 26 сентября, когда «Рубикон» заходил в порт Гаваны. На борту судна не было ни одной спасательной шлюпки.

Основная версия пропажи команды «Рубикона» — обычный шторм, который заставил экипаж экстренно спасаться с борта судна, однако порядок, царивший на палубе и в каютах говорил о том, что буря вряд ли могла стать причиной исчезновения людей.

Исчезновение пассажирского самолета Douglas DC-3

Бермудский треугольник продолжал забирать жизни. 28 декабря 1948 года в этом районе бесследно исчез пассажирский самолет Douglas DC-3, на борту которого находилось 29 пассажиров и 3 члена команды.

Сначала рейс из Пуэрто-Рико в Майами проходил в штатном режиме, экипаж держал связь с землей и ничто не предвещало беды. В 4 часа 31 минуту по местному времени капитан самолета сообщил диспетчерам, что находится приблизительно в 50 милях от Майами и скоро прибудет к месту назначения, однако в Майами это сообщение почему-то не получили, зато его перехватил диспетчер из Нового Орлеана, который переадресовал информацию в аэропорт Майами. После этого была совершена масса попыток, чтобы вызвать членов экипажа Douglas DC-3, однако они оказались безуспешными. Связь пропала, как и самолет.

В районе предполагаемого маршрута воздушного судна не было обнаружено никаких обломков или следов крушения. Большинство склоняется к мнению, что исчезновение самолета связано с НЛО.

Причины исчезновения кораблей и самолетов в Бермудском треугольнике

Как ученые, так и мистики, и конспирологи выдвигают массу разных причин крушения и исчезновения транспорта в районе Бермудского треугольника. Среди десятков безумных теорий выделяются те, которые пересекаются с другими домыслами и фактами, характерными для человеческой культуры.

Существуют целые группы людей, утверждающих, что ответственность за исчезновение кораблей в Бермудском треугольнике лежит на жителях пропавшего материка – Атлантиды. Другие считают, что в данном районе повышена активность НЛО и инопланетян, которые исподтишка изучают жизнь на нашей планете. Скептики выдвигают свои теории, которые выглядят вполне научно, на фоне слов любителей теорий заговора.

Впрочем, береговая охрана и страховые компании в один голос утверждают, что Бермудский треугольник ничем не отличается от других районов океана, и процент исчезновения кораблей и самолетов в нем такой же, как и в других уголках нашей планеты.

Магнитные искажения и аномалии

Регулярные сообщения о сбое навигационного оборудования в районе Бермудского треугольника говорят о том, что в данной местности может возникать магнитная аномалия невероятной силы. Некоторые считают, что это происходит при движении тектонических плит, что вызывает возникновение электрических и магнитных полей, воздействующих как на приборы, так и на человека. Данная теория имеет немало противников как среди ученых, так и медиков, несмотря на то, что выглядит весьма научной на фоне фантастики от других конспирологов.

Волны-убийцы

Еще одной из теорий гибели кораблей в Бермудском треугольнике стала версия волн-убийц, возникающих в этих местах с завидной регулярностью.

Волны-убийцы (блуждающие волны) возникают спонтанно и являются одиночками в водах океана. Их высота может достигать 20-30 метров, и такая махина представляет для любого современного судна смертельную опасность. Давления воды, которое обрушит на большой скорости волна на корабль, может не выдержать даже самая прочная обшивка корабля, что делает шансы на выживание практически нулевыми.

Такие волны могут возникать даже в полный штиль и не связаны с погодными условиями. Впрочем, эта теория не объясняет гибель самолетов в этом районе.

Выделение огромных пузырей метана

Есть версии ученых о том, что в районе Бермудского треугольника существует вероятность образования гигантских пузырей метана из трещин на дне океана.

Экспериментальные исследования показали, что огромный и цельный пузырь газа, вроде метана, при появлении под кораблем может создать условие, когда судно просто проваливается в пустоту под своим днищем, после чего воды океана мгновенно смыкаются над его мачтой, не давая ни единого шанса на всплытие.

Такая теория могла бы объяснить и мертвые команды на суднах, которые удавалось обнаружить несколько раз в этих широтах. Метан мог запросто отравить людей, на телах которых не остается видимых повреждений.

Я хочу рассказать вам о очень тайном месте где проподают корабли и самолёты. Вмаём россказе рассказивается о бермудском треугольнике о его произхошьдении что в самом бермудском треугольнике и т.д.Надеюсь мой рассказ вам понравиться.

Бермудский треугольник - район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы. Выдвигаются различные гипотезы для объяснения этих исчезновений, от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами. Скептики утверждают, однако, что исчезновения судов в бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах мирового океана и объясняются естественными причинами.

Бермудский треугольник — далеко не единственное название этого удивительного района в западной части Атлантического океана. Его называют также "дьявольское море", "кладбище Антлантики", "море вуду", "море проклятых". Однако, хотя Бермудские острова образуют лишь одну из вершин этого треугольника и расположены отнюдь не в его центре, именно под этим именем заколдованное место стало известно всему миру. Впрочем, еще пятьдесят лет назад никто не слышал словосочетания Бермудский треугольник. Первым его пустил в ход американец Джонс, издавший в 1950 году маленькую брошюрку с таким заглавием. Тогда на нее не обратили внимания, и вновь проблема всплыла лишь в 1964 году, когда о бермудском треугольнике написал еще один американец, Гаддис. Его статья была напечатана в известном спиритическом журнале. Позднее, собрав дополнительную информацию, Гаддис посвятил бермудскому треугольнику уже целую главу, что символично — тринадцатую, в своей книге Невидимые горизонты. С той поры бермудский треугольник постоянно находится в центре внимания.
Впервые о «таинственных исчезновениях» в бермудском треугольнике упомянул корреспондент Associated Press Джонс, в 1950 году он назвал этот район «морем дьявола». Автором словосочетания «бермудский треугольник» обычно считают Винсента Гладдиса, опубликовавшего в 1964 году в одном из журналов, посвящённых спиритизму, статью «Смертоносный бермудский треугольник».

В конце 60-х и начале 70-х годов XX века стали появляться многочисленные публикации о тайнах бермудского треугольника.

В 1974 году Чарльз Берлиц опубликовал книгу «Бермудский треугольник», в которой были собраны описания различных таинственных исчезновений в этом районе. Книга стала бестселлером, и именно после её публикации теория о необычных свойствах бермудского треугольника стала особенно популярной. В дальнейшем, однако, было показано, что некоторые факты в книге Берлица изложены неверно.

В 1975 году Лоуренс Дэвид Куше опубликовал книгу «Бермудский треугольник: мифы и реальность», в которой он попытался доказать, что ничего сверхъестественного и таинственного в этом районе не происходит. Эта книга основана на многолетних исследованиях документов и беседах с очевидцами, которые выявили многочисленные фактические ошибки и неточности в публикациях сторонников существования тайны бермудского треугольника.

ГИГАНТСКИЕ ПИРАМИДЫ В БЕРМУДСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ.
Бермудский треугольник очередной раз удивил ученых тайнами, хранящимися на его территории! На сей раз, на дне Бермудского треугольника обнаружены две гигантские пирамиды. Подводные Бермудские пирамиды имеют размеры намного больше египетских пирамид. Ученые считают, что они были воздвигнуты около 500 лет назад, а материал, из которого они изготовлены, напоминает толстое стекло. Гигантские пирамиды в Бермудском треугольнике впервые обнаружил океанограф доктор Верлаг Мейер в 1991 году.


Конгресс США принял резолюцию за номером 420-2. Этим документом американцы отдали дань памяти 27 морским летчикам звена FT-19, которые бесследно исчезли 60 лет назад, не вернувшись из тренировочного полета над районом, впоследствии получившим название «Бермудского треугольника». Вслед за конгрессом телекомпания NBC сообщила о готовящейся на 27 ноября премьере нового документального фильма о злополучном звене.
Инициатором резолюции выступил конгрессмен демократ от штата Флорида Клей Шоу. В интервью газете Chicago Chronicle Шоу разъяснил свою позицию: «Мы не хотим идти на поводу у любителей разного рода сенсаций, считающих Бермудский треугольник таинственным и необычным. Но лично я буду настаивать на продолжении расследования этой трагедии. Хотя бы для того чтобы сообщить о судьбах экипажей их родственникам. Вероятно, там действительно случилось что-то неординарное, что заставило опытных пилотов предпринять действия, приведшие к катастрофе. Когда-нибудь мы раскроем эту тайну и положим ее на полку».

Четыре «мститель»

Собственно, печальная слава Бермудского треугольника — района Мирового океана, ограниченного линиями, соединяющими оконечность полуострова Флорида (Ки-Уэст), северную часть Пуэрто-Рико и больший из Бермудских островов, — как раз и началась с того злополучного полета. До того легенды треугольника жили лишь в виде фольклора местных рыбаков да капитанов мелких судов, которые в изобилии бороздят этот оживленный судоходный район.

Район Бермудского треугольника считался опасным для плавания еще во времена испанского владычества в Центральной и Южной Америке. Испанские галионы, вывозившие из колоний золото и серебро, собирались в Гаване, а затем отправлялись через океан в Испанию. Было подсчитано, что на дне моря в пределах Бермудского треугольника находится около 1200 испанских кораблей. Они терпели крушение во время летних ураганов и зимних штормов, налетали на рифы и песчаные мели, их топили пираты.

Позже воды треугольника бороздили английские, французские и голландские корабли, и вновь на дно моря уходили новые десятки судов. Так что у этого района Атлантики всегда была недобрая слава, но тем не менее нет такого исторического документа, который говорил бы о нем как о загадочном, хотя в полных суеверий прошлых веках для этого нашлось бы гораздо больше места, чем в настоящее время.

Сам инцидент, который удостоился особой резолюции конгресса, произошел днем 5 декабря 1945 года, когда с аэродрома ВМФ США Форт-Лодердейл поднялись пять торпедоносцев бомбардировщиков Grumman TBM-1 Avenger патрульного звена FT-19 под командованием инструктора по летной подготовке первого лейтенанта Чарльза Тейлора. Цель миссии отработка групповой слетанности и поддержание летных навыков экипажей, продолжительность полета три часа.

Четыре «эвенджера» («мститель») ушли в полет со штатными экипажами: пилот, штурман-бомбардир и стрелок радист. На инструкторской машине Тейлора отсутствовал стрелок. Трагедия случилась на обратном пути: командир звена передал диспетчеру в Ки-Уэст радиограмму: «У нас нештатная ситуация, очевидно, мы сбились с курса».

Последнее сообщение от Тейлора, полученное 40 минут спустя, свидетельствовало о том, что командир принял решение тянуть в сторону берега до полной выработки топлива. Больше этих людей никто не видел. Спустя несколько часов на поиски звена вылетели три морских патрульных бомбардировщика Martin PBM-1 Mariner.

Эти оснащенные радарами летающие лодки, способные садиться на воду и взлетать даже при волне силой 3-4,5 балла, были как нельзя лучше приспособлены для поиска и спасения терпящих бедствие запас топлива позволял им держаться в воздухе до 48 часов. Один из самолетов-спасателей также исчез, унеся с собой тайну гибели 13 членов экипажа.

«Миллион на миллион»

Скоро об исчезновении целого звена разузнали репортеры местных газет, и история получила широкую огласку. Америка пребывала в состоянии шока. Шутка ли — через 4 месяца по окончании войны гибнут пять боевых самолетов с опытными экипажами, прошедшими ад воздушных сражений над Тихим океаном. И каких самолетов: «эвенджер» («мститель») — основной палубный торпедоносец ВМФ США, гроза японского флота — был для американцев таким же символом победы, каким для нас служит легендарный штурмовик Ил-2.

Надежные самолеты (были случаи, когда «мстители» приходили на авианосец в прямом смысле «на одном крыле»), оснащенные самым современным навигационным оборудованием, теряются в простых метеоусловиях при видимости, как говорят авиаторы, «миллион на миллион», и где!

Практически во «внутренней луже», районе, над которым за годы войны тысячи американских самолетов сделали десятки тысяч вылетов в поисках немецких и японских подлодок, пытавшихся подкараулить союзнические транспорты на пути от Флориды к Панамскому каналу.

Ажиотажа добавило и то, что масштабные поиски на 250 тыс. кв. миль акватории, предпринятые сотнями кораблей и самолетов, не представили никаких физических свидетельств катастрофы. Сразу вспомнились и старинные легенды о судах, покинутых экипажами, и байки островитян, которые «давно знали, что места тут нехорошие». Одновременно припомнились и дела недавние: за два месяца до того при подозрительных обстоятельствах на подлете к Ки-Уэсту потерпел катастрофу грузопассажирский лайнер Lancastrien британской авиакомпании BOAC, совершавший рейс с Барбадоса.

Пилотировал четырехмоторную машину, демилитаризированный тяжелый бомбардировщик, опытный военный экипаж. Диспетчеры во Флориде услышали в своих наушниках лишь несколько панических фраз, после чего самолет исчез с экранов радаров. Хотя остатки спасательных плотов прибило к берегу спустя некоторое время, 23 пассажира и четверо летчиков до сих пор числятся пропавшими без вести. Впрочем, довольно скоро эти истории были забыты. До времени.

Настоящий взрыв произошел в 1974 году после выхода книги некоронованного короля знатоков тайн Бермудского треугольника Чарльза Берлица «The Bermuda Triangle». Бестселлер был моментально переиздан в других издательствах, причем в каждом из них пришлось по несколько раз допечатывать тиражи. По самым скромным подсчетам, тираж книги Берлица достиг почти 20 млн. экземпляров (в дешевом карманном оформлении).

Так Бермудский треугольник стал достоянием очень широкой читательской аудитории, в том числе и советской в 1978 году перевод Берлица вышел в московском издательстве «Мир». Сторонники Берлица и его последователей постоянно ищут все новые обоснования «мистичности», «таинственности» и «загадочности» этого места. Но как обстоят дела на самом деле? Об этом говорит беспристрастная статистика.

В литературе о Бермудском треугольнике детально описаны 50 случаев исчезновения судов и самолетов. В некоторых работах довольно туманно описываются еще 40 или 50 случаев. В сумме, таким образом, получается около 100. Много это или мало? Не следует забывать, что такое количество накопилось за прошедшие 100 лет, то есть в среднем один случай приходится на год. Это, конечно, очень мало для района, имеющего самую густую сеть воздушных и морских транспортных линий и являющегося к тому же излюбленным местом яхтсменов и любителей спортивной рыбной ловли.

Тропические циклоны летом и штормы зимой представляют собой хорошее испытание даже для опытных капитанов крупнотоннажных судов, что же говорить о яхтах и небольших рыболовных суденышках и легкомоторных частных самолетах? Кстати, с тех пор как над районом стали летать современные реактивные лайнеры, крупных катастроф с пассажирскими самолетами в самом Треугольнике не случалось последней его «жертвой» стал тяжелый транспортник С-119, пропавший еще в 1965 году!

Однако тайна гибели звена FT-19 продолжает будоражить умы. В пятницу вечером крупнейшая американская телекомпания NBC сообщила о том, что минувшим летом на свои средства она снарядила экспедицию в район гибели торпедоносцев. Премьера фильма о ней назначена на 27 ноября. Как говорят продюсеры документальной ленты, экспедиция поставила больше вопросов, чем дала ответов.