Географические путешественники. Знаменитые путешественники и их великие открытия. Х.Лаптев и С.Челюскин

Хотели ли бы вы хоть раз совершить кругосветное путешествие? Думаю, на этот почти риторический вопрос почти все ответят утвердительным согласием. Существуют в нашем мире счастливые люди, которые не ставят целью всей жизни зарабатывание капиталов в душном офисе, не торчат целыми днями в интернете, не смотрят по ночам сериалы сезон за сезоном, а смотрят на различные уголки нашей планеты, на многообразие ее народов и красот.

Всю свою историю, планета Земля знавала таких выдающихся путешественников и первооткрывателей, кого манила «дорога странствий и приключений». Сейчас же, когда белых карт на планете не осталось, цель у них совсем иная - ставить рекорды одиночных путешествий, совершать кругосветки при помощи приспособлений и лодках наших предков, прославлять свое имя в новостях, хотя к этому, как мне кажется, они стремятся меньше всего.

Следуя стопами Федора Конюхова, который совсем недавно поставил рекорд по весельному переходу через Тихий Океан, посмотрим, какими еще путешественниками новейшего времени можно гордиться.

1. Джим Шекдар

Урожденный англичанин, начал совершать путешествия и знакомиться с культурой других стран еще с детства, в 7 лет переехав жить в Индию. Веселый и отчаянный англичанин, вдохновившись трансатлантическим переходом на лодке еще двух благородных английский джентльменов, сэра Чарльза Блита и Джона Ридгвея, решил провернуть такое сам.

После нескольких попыток он все же совершает задуманное с другом Джейсоном Джексоном за 65 дней, пройдя на весельной лодке весь Атлантический океан. Шекдару становится мало и он решает покорить Тихий Океан, и причем в одиночку, так, как не делал никто.

Нагрузив свою лодку провизией на 8 месяцев, он отплывает из Перу, и после многочисленных встреч с акулами, столкновений с танкером и 9 месячного путешествия на остатках провизии, мужественный Джим с артритом тазобедренного сустава достигает «противоположного берега», причем прибойной волной на острове точки прибытия, его лодку накрывает, и последние метры до суши, которую он не видел 270 дней, путешественник преодолевал вплавь.

2. Палкевич Яцек

Суровый и волевой итало-польский путешественник, итальянский журналист и писатель, всю жизнь совершал самые отчаянные и экстремальные переходы, как то: на верблюдах через пустыню Гоби и Сахару, на оленях - к Северному Полюсу, на индейской пироге и спасательной шлюпке - через Атлантический океан.

Этот великий человек в звании члена Русского географического сообщества в 1996 году совершает последнее крупное открытие ХХ века - удлиняет реку Амазонку на 700 км, дополнительно исследовав ее истоки, таким образом, сбросив с первого места по протяженности Нил.

Являясь почетным членом, почетным гражданином, другом народов, племен, народов, этносов и сообществ в различных уголках Земли, Палкевич в 2010 году получает золотой крест за свои заслуги из рук самого Папы Римского.

3. Карло Маури

Еще один итальянец и железный воли человек сначала пробовал себя в альпинизме, совершив первое свое восхождение в 15 лет. Затем вкусив прелесть путешествий, он начал покорять Монблан, горы Огненной земли и прочие неприступные горы в Чили.

Позже в горах Каракорума он одолеет вершину в 7925 м. Потом, после многочисленных травм, переломов стопы, разрыва внутренних органов, Маури все же обретает в себе новые силы и участвует в экспедициях Тура Хейердала на его знаменитых папирусных лодках.

Уже дальше будут выдающиеся исторические экспедиции с подорванным здоровьем, на пределе человеческих возможностей: по следам Марко Поло, по землям Патагонии и в Амазонке. Практически лежа на больничной койке, этот человек не успокаивается и пишет книгу о своих приключениях, уйдя из жизни, увы, слишком рано - в 52 года, в 1982 году.

4. Юрий Сенкевич

Рекордсмен-телеведущий, своей передачей «Клуб путешественников» он и вправду попал в историю, просвещая советский и российский народ о недоступных им уголках разнообразного и прекрасного мира. После ряда выдающихся и опасных экспедиций, в том числе и антарктической, был приглашен Туром Хейердалом в команду для экспедиции на папирусной лодке «Ра-2».

Позже вместе в Хейердалом они покорят и Индийский океан на камышовой лодке, а потом будут восхождения на Эверест, полярные экспедиции. В отличие от других он всегда спешил делиться своими открытиями с другими, проделывая по возвращению из путешествий колоссальный труд по переработке накопленного материала в формат телевизионной передачи.

До своей самой смерти, в 2003 году, Сенкевич работал и путешествовал, несмотря на возраст и сделал очень много для того, чтобы путешественников в мире стало больше.

5. Тур Хейердал

Норвежский путешественник-рекордсмен, в детстве очень боялся воды до 22 лет, когда упав в воду, он все же смог самостоятельно выплыть. Устранив главную проблему, Тур начинает свою карьеру профессионального путешественника в Полинезии, знакомясь с местным бытом коренных жителей.

Там его и застает Вторая Мировая и Хейердал отправляется добровольцем на фронт. Закончив воевать, Тур организует экспедиции по покорению Тихого Океана и грандиозное путешествие на остров Пасхи, а еще позже вошедшие в историю путешествия на лодках «Ра» и «Ра-2».

В дальнейшем неутомимый путешественник исследовал самые разные уголки земного шара - Океанию, Исландию, Северный Ледовитый Океан, навсегда вписав свое имя в историю как имя величайшего путешественника всех времен и народов.

Афанасий Никитин — русский путешественник, тверской купец и писатель. Совершил путешествие из Твреи в Персию и Индию (1468-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» — ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.

Семен Дежнёв (1605 —1673)

Выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири. В 1648 году Дежнев первым среди известных европейских мореплавателей (на 80 лет раньше, чем Витус Беринг) удалось пройти Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки. Казачий атаман и торговец пушниной, Дежнев активно участвовал в освоении Сибири (сам Дежнев женился на якутке Абакаяде Сючю).

Григорий Шелихов (1747 — 1795)

Русский промышленник, проводивший географические исследования северных островов Тихого океана и Аляски. Основал первые поселения в Русской Америке. Его именем названы пролив между о. Кадьяк и североамериканским материком, залив в Охотском море, город в Иркутской области и вулкан на Курилах. Замечательный русский купец, географ и путешественник, прозванный с легкой руки Г. Р. Державина «Русским Колумбом», родился в 1747 года в г. Рыльске Курской губернии в мещанской семье. Преодоление пространства от Иркутска до Ламского (Охотского) моря и стало его первым путешествием. В 1781 году Шелихов создал «Северо-Восточную компанию», которая в 1799 году была преобразована в Русско-Американскую торговую компанию.

Дмитрий Овцын (1704 — 1757)

Русский гидрограф и путешественник, руководил вторым из отрядов Великой Северной экспедиции. Произвел первую гидрографическую опись побережья Сибири между устьями Оби и Енисея. Открыл Гыданский залив и Гыданский полуостров. Участвовал в последнем плавании Витуса Беринга к берегам Северной Америки. Его имя носят мыс и остров в Енисейском заливе. В русском флоте Дмитрий Леонтьевич Овцын находился с 1726 года, принимал участие в первом плавании Витуса Беринга к берегам Камчатки, а к моменту организации экспедиции дослужился до чина лейтенанта. Значение экспедиции Овцына, как и остальных отрядов Великой Северной экспедиции, чрезвычайно велико. На основании составленных Овцыным описей карты исследованных им мест готовились вплоть до начала 20 столетия.

Иван Крузенштерн (1770 — 1846)

Русский мореплаватель, адмирал, руководил первой русской кругосветной экспедицией. Впервые нанес на карту большую часть побережья о. Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Его имя носят пролив в северной части Курильских островов, проход между о. Цусима и оcтровами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле. 26 июня 1803 года корабли «Нева» и «Надежда» вышли из Кронштадта и направились к берегам Бразилии. Это был первый переход русских кораблей в южное полушарие. 19 августа 1806 года во время стоянки в Копенгагене русский корабль посетил датский принц, пожелавший встретиться с русскими моряками и послушать их рассказы. Первое русское кругосветное плавание имело большое научное и практическое значение и привлекло к себе внимание всего мира. Русские мореплаватели исправили во многих пунктах английские карты, считавшиеся тогда самыми точными.

Фаддей Беллинсгаузен (1778 — 1852)

Фаддей Беллинсгаузен — русский мореплаватель, участник первого русского кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна. Руководитель первой русской антарктической экспедиции, открывшей Антарктиду. Адмирал. Его имя носят море у берегов Антарктиды, подводная котловина между материковыми склонами Антарктиды и Южной Америки, острова в Тихом, Атлантическом океанах и Аральском море, первая советская полярная станция на о. Кинг-Джордж в архипелаге Южные Шетландские острова. Будущий открыватель южного полярного материка родился 20 сентября 1778 года на острове Эзель близ г. Аренсбург в Лифляндии (Эстонии).

Федор Литке (1797-1882)

Федор Литке — русский мореплаватель и географ, граф и адмирал. Руководитель кругосветной экспедиции и исследований на Новой Земле и Баренцевом море. Открыл две группы островов Каролинской цепи. Один из основателей и руководителей Русского географического общества. Имя Литке носят 15 пунктов на карте. Литке возглавил девятнадцатую русскую кругосветную экспедицию для гидрографических исследований малоизвестных районов Тихого океана. Путешествие Литке было одним из самых успешных в истории русских кругосветных плаваний и имело большое научное значение. Были определены точные координаты главных пунктов Камчатки, описаны острова — Каролинские, Карагинские и др., чукотский берег от мыса Дежнёва до устья р. Анадырь. Открытия были настолько важными, что Германия и Франция, споря за Каролинские острова, обращались к Литке за консультацией по поводу их расположения.

Кто бы ни читал об отважных странниках средних веков, которые старались открыть более выгодные торговые пути или увековечить свое имя, с восторгом представляет, как это происходило. Увлеченные любители моря чувствуют запах морской воды и видят перед собой раскрытые паруса фрегатов. Больше всего удивляет то, как великие путешественники могли пережить свои приключения в реальности, проявив столько упорства и находчивости. Благодаря им мир узнавал о новых землях и океанах.

Реальность опасных путешествий

Очень жаль, что на самом деле великие путешественники не всегда могли почувствовать вкус романтики: их суда терпели крушение, а вся команда могла заболеть невиданной в те времена болезнью. Самим морякам, отважившимся на новые открытия, приходилось терпеть лишения, их нередко настигала смерть. Нет ничего удивительного, что сегодня многих так восхищает их отвага и решительность! Так или иначе, благодаря некоторым из путешественников были открыты новые материки, а кто-то из них внес бесценный вклад во всемирную географию. При помощи исторических документов, которые содержат записи очевидцев или пометки из судовых журналов, мы можем иметь правдоподобные сведения об их странствиях. Однако очень жаль, что великие географические путешественники редко достигали того, к чему стремились.

Христофор Колумб в погоне за специями и золотом

Речь пойдет о человеке, который всю свою жизнь мечтал отправиться в далекое плавание. Как и любой другой, оказавшийся на его месте, он понимал, что без финансовой поддержки ему не обойтись, а обрести её у богатых и не желавших делиться своими финансами монархов было не так-то легко. Куда хотел отправиться отчаянный путешественник? Он всем сердцем желал найти кратчайший западный путь к Индии, которая в то время славилась своими специями, ценившимися на вес золота.

Пытаясь доказать свою правоту, Колумб продолжал неоднократно приходить к испанским королю и королеве в течение долгих восьми лет. Стоит отметить, что в его плане было много изъянов. Несмотря на то что ученые уже убедились в шарообразной форме Земли, вопрос заключался в том, какая полоса всемирного океана отделяет Европу от Азии. Как впоследствии оказалось, Христофор допустил две грубые ошибки. Во-первых, он предполагал, что территория Азии занимает намного большую площадь, чем это было и есть на самом деле. Во-вторых, на целую четверть Колумб недооценил размеры нашей планеты.

Первая экспедиция Колумба

Как бы там ни было, "стучите и откроют вам": экспедиция была одобрена, в плавание были экипированы три корабля. Предприимчивые испанские монархи жаждали не только выгодных торговых путей - им была приятна сама мысль о том, чтобы восточные страны обратить в католицизм. И вот 3 августа 1492 года около 90 человек отправилось в далекое плавание. Они проплыли много морских миль, но богатые земли так и не показывались на горизонте. Колумбу постоянно приходилось успокаивать свою команду, иногда даже приуменьшая реальные пройденные расстояния в затянувшемся путешествии. И вот, наконец, как могло бы показаться, они достигли своей цели! Куда же добрались наши неутомимые мореплаватели?

Земля, которой достигла его команда, была Багамскими островами. Там то и дело встречались нагие туземцы, а тропический климат располагал к отдыху. Но в любом случае это было совсем не то, ради чего отправились в путь великие путешественники, оставив свои дома и семьи. После двухнедельного отдыха мореплаватели отправились дальше и достигли Кубы. Колумб никак не мог успокоиться из-за того, что не мог найти ни специй, ни золота.

Далее одиссея продолжалась на восток, где заветное золото было обнаружено. Это произошло на острове, которому Колумб дал название Ла Исла Эспаньола (сейчас Эспаньола). Христофор Колумб уже мечтал о том, как эти земли будут подчинены испанской короне. Его ждало возвращение домой и огромные почести, а также еще одно путешествие.

Последующие экспедиции Колумба

В следующем году вместе с Колумбом отправилась целая армада, состоявшая из 17 кораблей и более 1200 человек. Среди людей было много солдат и священников. Испанцы хотели превратить новые земли в колонии, а жителей сделать католиками. Колумб же по-прежнему желал достичь берегов Индии.

Два последующих плавания в восточную Индию только лишь чуть-чуть увеличили счастье мореплавателя. Как бы то ни было, морские пути, которые были обозначен им, посодействовали колонизации целого материка - Северной Америки. Благодаря его достижениям мир перевернулся с ног на голову.

Васко да Гама - великий мореплаватель

Васко да Гама жил немного ранее Колумба, и уже открыл путь в Индию, огибая Африку. Приготовления к его долгому путешествию начались задолго до его появления на свет - как же этот случай отличался от того, что происходило с Колумбом! Португальские монархи понимали важность торговли пряностями. Мануэл I - король Португалии - считал, что стать во главе экспедиции может только человек, который, как выразился один историк, "сочетал бы в себе мужество солдата с хитростью купца и тактичностью дипломата". По мнению короля, именно Васко да Гама подходил для этой роли.

По природным умениям и предприимчивости этот человек очень сильно отличался от Колумба - хорошо знал свое дело, понимал, куда и зачем плывет. Первая экспедиция, хотя и была связана с определенными трудностями, закончилась успехом - Васко да Гама заключил мирные отношения и договор с индийским правителем о продаже специй. Обрадованный король Португалии сразу же распорядился об организации последующих экспедиций. Таким образом, благодаря этому мужественному человеку был открыт новый морской путь из Европы в Азию.

На протяжении многих веков жили разные люди, которые очень многого достигли в естествознании и географии. Если говорить о достижениях наших соотечественников, то первый великий русский путешественник, который сразу вспоминается, - это Николай Миклухо-Маклай. Хотя его достижения, конечно же, не поставишь в один ряд с заслугами Христофора Колумба, Джеймса Кука, Васко да Гама или Америго Веспуччи. Особенно интересен его вывод о том, что культурные и расовые признаки и различия народов обусловлены природной и социальной средой.

Среди других русских путешественников, которые внесли определенный вклад в развитие географии, можно назвать Федора Конюхова, Юрия Сенкевича, Ивана Папанина, Николая Пржевальского, Афанасия Никитина, Ерофея Хабарова, Витуса Беринга и многих других. Жизнь каждого из них - длинное путешествие, полное насыщенных событий.

Огромная жажда знаний, вложенная в человека

Может возникнуть вопрос: откуда у людей такая острая потребность в чем-то неизведанном и далеком? Дело в том, что с самого детства в человеке заложена потребность узнавать окружающий мир, исследовать его, находить ответы на вопросы: "В чем смысл жизни? Что мы делаем на нашей планете?" Все мы по сути в душе - "великие" путешественники и первооткрыватели. Мы так устроены, можно даже сказать, так созданы, чтобы постоянно познавать окружающий мир. Мы не случайно находимся на Земле и очень сильно отличаемся от животных, как бы некоторые не стремились доказать, что мы произошли от братьев наших меньших. О стремлении человека с детства узнавать окружающий мир написано множество книг. Одна из таких историй написана М. Зощенко - "Великие путешественники". Далее хотелось бы вкратце рассказать, что это за книга.

М. Зощенко, "Великие путешественники"

В каждом человеке, взрослом или совсем еще ребенке, живет свой Колумб или Васко да Гама. Уже с детства мы можем наблюдать за тем, как ребенок хочет познать окружающий мир. Рассказ Зощенко "Великие путешественники" повествует о трех детях, которые собрались в далекое кругосветное странствие. Они взяли много разных вещей, которые было очень трудно нести, и которые в конце концов превратились в ненужный хлам. Этот короткий поучительный рассказ учит детей тому, что для больших свершений нужны знания. История Зощенко "Великие путешественники" - это шедевр в миниатюре.

Вместо заключения

Как мы видим, в каждом из нас живет огромная тяга к неизведанному - будь ты великий русский путешественник или обычный человек. Каждый стремится найти ответы на животрепещущие вопросы. Великие путешественники и их открытия лишь доказывают эту простую и очень важную истину. А тем временем, вне зависимости от того, преодолеем мы большие расстояния в течении нашей короткой жизни или нет, каждый из нас начнет и закончит свое земное путешествие, полное приключений и длиною в целую жизнь. Вопрос только в одном: что мы откроем во время этого странствия и что оставим после себя?

Юлиан Венгерский, «Колумб Востока» — монах-доминиканец, отправившийся на поиски Великой Венгрии, прародины венгров. К 895 году венгры поселились в Трансильвании, но все еще помнили далекие земли своих предков, степные области к востоку от Урала. В 1235 году венгерский князь Бела снарядил четырех монахов-доминиканцев в путешествие. Спустя время двое доминиканцев решили вернуться назад, а третий спутник Юлиана скончался. Монах решил продолжить путь в одиночестве. В итоге, миновав Константинополь, пройдя вдоль реки Кубани, Юлиан достиг Великой Булгарии, или Волжской Болгарии. Обратный путь доминиканца пролегал через мордовские земли, Нижний Новгород, Владимир, Рязань, Чернигов и Киев. В 1237 году Юлиан Венгерский отправился в повторное путешествие, но уже в пути, достигнув восточных земель Руси, узнал о нападении на Великую Болгарию монгольских войск. Описание путешествий монаха стали важным источником в изучении истории монгольского вторжения в Волжскую Болгарию.

Гуннбьорн Ульфсон. Наверняка вы слыхали про Эйрика Рыжего, скандинавского мореплавателя, первым поселившимся на берегах Гренландии. Благодаря этому факту многие ошибочно думают, что он же и был первооткрывателем гигантского ледяного острова. Но нет — до него там побывал Гуннбьорн Ульфсон, направлявшийся из родной Норвегии в Исландию, чье судно сильнейший шторм отбросил к новым берегам. Почти столетие спустя по его стопам отправился Эйрик Рыжий —путь его не был случайным, Эйрик точно знал, где находится открытый Ульфсоном остров.

Раббан Саума, которого называют китайским Марко Поло, стал единственным выходцем из Китая, описавшим свое путешествие по Европе. Будучи несторианским монахом, Раббан отправился в долгое и опасное паломничество в Иерусалим в районе 1278 года. Выдвинувшись из монгольской столицы Ханбалык, т. е. нынешнего Пекина, он пересек всю Азию, но уже приблизившись к Персии, узнал о войне на Святой земле и изменил маршрут. В Персии Раббан Саума был радушно принят, а несколько лет спустя по просьбе Аргун-хана был снаряжен с дипломатической миссией в Рим. Сперва он посетил Константинополь и короля Андроника II, затем побывал в Риме, где наладил международный контакт с кардиналами, и в итоге оказался во Франции, при дворе короля Филиппа Красивого, предлагая союз с Аргун-ханом. На обратном пути китайский монах удостоился аудиенции новоизбранного папы римского и встретился с английским королем Эдуардом I.

Гильом де Рубук, монах-францисканец, после окончания Седьмого крестового похода был направлен королем Людовиком Французским в южные степи — с целью установить дипломатическое сотрудничество с монголами. Из Иерусалима Гильом де Рубук добрался до Константинополя, оттуда до Судака и двинулся в сторону Азовского моря. В итоге Рубук пересек Волгу, затем реку Урал и в конце концов оказался в столице Монгольской империи, городе Каракорум. Аудиенции великого хана не дали особенных дипломатических результатов: хан предложил королю Франции присягнуть на верность монголам, но время, проведенное в заморских странах, не прошло даром. Гильом де Рубук подробно и с присущим ему юмором описал свои путешествия, поведав жителям средневековой Европы о далеких восточных народах и их жизни. Особенно его впечатлила несвойственная для Европы веротерпимость монголов: в городе Каракорум мирно соседствовали и языческие, и буддистские храмы, и мечеть, и христианская несторианская церковь.

Афанасий Никитин, тверской купец, в 1466 году отправился в коммерческий вояж, который обернулся для него невероятными приключениями. Благодаря своему авантюризму Афанасий Никитин вошел в историю как один из величайших путешественников, оставив после себя проникновенные записки «Хождение за три моря». Едва лишь покинув родную Тверь, торговые суда Афанасия Никитина были разграблены астраханскими татарами, но это не остановило купца, и он продолжил свой путь — сперва добравшись до Дербента, Баку, потом до Персии и оттуда до Индии. В своих записках он красочно описал обычаи, нравы, политическое и религиозное устройство индийских земель. В 1472 году Афанасий Никитин отправился на родину, но до Твери так и не доехал, скончавшись под Смоленском. Афанасий Никитин стал первым европейцем, преодолевшим путь до Индии.

Чень Чен и Ли Да — китайские путешественники, которые совершили опаснейшую экспедицию по Средней Азии. Ли Да был опытным путешественником, но он не вел путевых заметок и поэтому не так прославился, как Чень Чен. Два евнуха отправились в дипломатическое путешествие по поручению императора Юн-лэ в 1414 году. Им пришлось пересекать пустыню в течение 50-и дней и карабкаться вдоль гор Тянь-Шаня. Проведя 269 дней в пути, они достигли города Герата (что расположен на территории современного Афганистана), вручили дары султану и вернулись домой.

Одорико Порденоне — монах-францисканец, посетивший Индию, Суматру и Китай в начале XIV века. Францисканские монахи стремились увеличить свое присутствие в странах Восточной Азии, для чего направляли туда миссионеров. Одорико Порденоне, покинув свой родной монастырь в Удине, проследовал сперва в Венецию, затем в Константинополь, а оттуда в Персию и Индию. Монах-францисканец много путешествовал по Индии и Китаю, посетил территорию современной Индонезии, добравшись до острова Ява, несколько лет жил в Пекине, а затем возвратился домой, миновав Лхасу. Скончался он уже в монастыре в Удине, но перед смертью успел надиктовать богатые подробностями впечатления от путешествий. Его воспоминания легли в основу знаменитой книги «Приключения Сэра Джона Мандевиля», которой зачитывалась средневековая Европа.

Наддод и Гардар — викинги, открывшие Исландию. Наддод высадился у берегов Исландии в IX веке: он держали путь на Фарерские острова, но шторм привел его к новой земле. Изучив окрестности и не найдя там признаков жизни человека, он отправился домой. Следующим, ступившим на землю Исландии, был шведский викинг Гардар — он обошел на своем судне остров вдоль побережья. Наддод назвал остров «Снежная земля», а своим сегодняшним именем Исландия (т.е. «страна льдов») обязана третьему викингу, Флоки Вильгердарсону, добравшемуся до этой суровой и красивой земли.

Вениамин Тудельский — раввин из города Тудела (Королевство Наварра, ныне испанская провинция Наварра). Путь Вениамина Тудельского не был таким грандиозным, как у Афанасия Никитина, но его записи стали бесценным источником информации об истории и жизни евреев в Византии. Вениамин Тудельский отправился из родного города в Испанию в 1160 году, миновал Барселону, путешествовал по южной Франции. Далее он прибыл в Рим, откуда, спустя время, выдвинулся в Константинополь. Из Византии раввин проследовал ко Святой земле, а оттуда в Дамаск и Багдад, обошел Аравию и Египет.

Ибн Баттута славен не только своими странствиями. Если другие его «коллеги» пускались в путь с торговой, религиозной или дипломатической миссией, то берберского путешественника звала за собой муза дальних странствий — он преодолел 120 700 км исключительно из любви к туризму. Ибн Баттута родился в 1304 году в марокканском городе Танжер в семье шейха. Первым пунктом на персональной карте Ибн Баттуты стала Мекка, куда он попал, двигаясь по суше вдоль берегов Африки. Вместо того, чтобы вернуться домой, он продолжил путешествие по Ближнему Востоку и Восточной Африке. Добравшись до Танзании и оказавшись без средств, он отважился на путешествие в Индию: поговаривали, что султан в Дели невероятно щедр. Слухи не подвели — султан снабдил Ибн Баттуту щедрыми дарами и отправил с дипломатической целью в Китай. Однако по пути он был разграблен и, боясь султанского гнева и не смея вернуться в Дели, Ибн Баттута вынужден был скрываться на Мальдивах, попутно посещая Шри-Ланку, Бенгалию и Суматру. До Китая он добрался только в 1345 году, откуда направился в сторону дома. Но дома ему, конечно же, не сиделось — Ибн Баттута совершил небольшое путешествие в Испанию (тогда территория современной Андалузии принадлежала маврам и называлась Аль-Андалус), затем отправился в Мали, для чего ему потребовалось пересечь Сахару, а в 1354 году обосновался в городе Фес, где продиктовал все подробности своих невероятных приключений.


Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий. Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они - покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

Афанасий Никитин - самый первый русский путешественник

Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.


Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт.

Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.


В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия - тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.


Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути - корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.


Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр - выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях - большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен - много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

Крузенштерн и Лисянский - организаторы первого русского кругосветного плавания

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский - первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.


Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала - матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

Василий Головнин - первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось - корабль прибыл на Камчатку.


Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году - он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев - первооткрыватели Антарктиды

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа - «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов - Тихого, Атлантического и Индийского.


Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них - существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.


Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.

Есть и современные путешественники. Один из них .