Индийская стюардесса убитая террористами. Она погибла, спасая от террористов жизни незнакомых ей людей! Достойна уважения…. "нападение! он вооружен!"

Очень часто работу стюардессы слишком романтизируют: дальние страны, знакомство с людьми, хорошее настроение, идеальная униформа. Но не каждому придет в голову, что эта профессия еще и опасная. И дело не в том, что приходится летать над облаками. Чаще всего опасность исходит от пассажиров. О героических стюардессах, сумевших не растеряться в трудной ситуации – далее в обзоре.

15 октября 1970 года своей жизнью поплатилась 19-летняя стюардесса Надежда Курченко, пытаясь помешать террористам захватить самолет. Самолет Ан-24, в котором находилась Надежда, следовал рейсом Батуми-Сухуми. Весь полет должен был занять всего полчаса. На 5-й минуте после взлета один из пассажиров вызвал стюардессу к себе, сунул ей в руку конверт и потребовал отнести его к командиру. То ли Надя на него неприязненно посмотрела, то ли у мужчины не хватило выдержки, но через пару секунд он ринулся за ней. Девушка поняла, что происходит что-то неладное и тут же захлопнула дверь каюты пилотов, преградив собой путь.

Террорист не ожидал такого отпора и попытался оттолкнуть юную проводницу, но она стала отчаянно сопротивляться. В то же время командир понял, что за дверью происходит драка и стал резко поворачивать самолет влево, вправо, вверх, надеясь сбить преступника с ног (пассажиры тогда еще были пристегнутыми). Террорист устоял и выстрелил Надежде в бедро, но хрупкая девушка продолжала сопротивляться. Тогда он выстрелил в упор.

Когда прогремели выстрелы, с кресел вскочили еще двое террористов. Они, не церемонясь, прошли по телу убитой стюардессы и проникли в кабину, требуя направляться в Турцию и угрожая взорвать самолет. Большая часть экипажа была ранена. Командир сумел посадить самолет на аэродроме Трабзон в Турции, успев передать сигнал SOS. Террористам пришлось сдаться. За мужество и героизм Надежду Курченко посмертно наградили боевым орденом Красного Знамени.

23-летняя стюардесса из Индии Нирья (Нирджа) Бганот пожертвовала своей жизнью, спасая 360 пассажиров. Это случилось в пакистанском городе Карачи. Самолет PAN AM 73 захватили радикально настроенные исламисты. Стюардесса не растерялась и сумела тут же предупредить пилотов. Они эвакуировались через аварийный люк, чтобы самолет нельзя было поднять самолет в воздух.
Сама же Нирья осталась в салоне самолета. Террористы потребовали принести паспорта всех пассажиров, чтобы казнить американцев. Отважная стюардесса спрятала документы людей, имевших гражданство США, в мусоропроводе и под сиденьями. Благодаря этому, они остались живы.

Когда пакистанская полиция приступила к штурму, а террористы начали отстреливаться, Нирья сумела самостоятельно эвакуировать пассажиров из самолета. Она уже хотела сама выбираться, но в последний момент увидела в салоне еще трех детей, спрятавшихся под сиденьями. Пока стюардесса выводила детей, исламисты заметили их и стали стрелять. Девушка закрыла малышей собой и получила смертельные ранения. Из последних сил она вывела детей из самолета, а затем скончалась.

Виктория Зильберштейн, как и многие девушки, мечтала работать стюардессой. Ее манили дальние страны, красивая униформа. Ее желание осуществилось. На момент катастрофы девушка уже два года работала бортпроводницей. В тот день Виктория находилась в самолете, следовавшем в Иркутск. Перед посадкой все происходило как обычно, звучали стандартные фразы: «Уважаемые пассажиры, пожалуйста, пристегните ремни и примите вертикальное положение».

Когда началась рулежка (маневрирование движущегося по аэродрому авиалайнера за счет силы тяги двигателя), Виктория заметила, что самолет долго не останавливается. Вдруг она почувствовала толчок, в салоне погас свет и появился дым. В тот момент у стюардессы промелькнула лишь одна мысль: нужно спасать пассажиров. Виктории тут же вспомнились слова инструктора: «Девочки, при аварии главное – сделать дыру в самолете». Стюардесса дернула за рычаг эвакуационного выхода и открыла люк. Люди вылезали, скатываясь по накренившемуся крылу, Виктория пропускала их вперед, задыхаясь от едкого дыма. Затем она все-таки вышла сама.

Стюардесса была в шоковом состоянии. Только потом в больнице Виктории сказали, что у нее сотрясение мозга, самолет взорвался и, только благодаря бортпроводнице, большинство пассажиров сумело спастись.

49-летняя стюардесса Шейла Фредерик сумела спасти девочку от сексуального рабства. Тот рейс начинался как обычно: пассажиры рассаживались по своим местам, а бортпроводницы выполняли свои обязанности. Но одна пара снова и снова притягивала к себе внимание Шейлы. Казалось, что мужчина летит с дочкой, вот только он выглядел весьма прилично, а одежда девочки была похожа на лохмотья. Да еще и этот испуганный взгляд.

Шейла предложила девочке провести ее в туалет. Там она оставила записку с вопросом, нужна ли пассажирке помощь. Та ответила утвердительно. Когда самолет заходил на посадку, у трапа уже ждала полиция. Оказалось, что девочку действительно везли против ее воли, чтобы отправить в сексуальное рабство.

Стюардессы могут прийти на помощь даже тогда, когда они находятся на земле, а не в воздухе. Израильские бортпроводницы Ницан Рабинович и Мор Леви спасли от смерти 80-летнего мужчину. В тот день девушки находились в аэропорту Пекина. Они уже направлялись к своему рейсу, как вдруг Ницан заметила, что потеряла телефон. Она попросила приятельницу вернуться к станции метро и поискать его.

Когда стюардессы вернулись к станции, то увидели, как женщина кричит над лежащим без сознания мужчиной. Ницан и Мор попытались нащупать пульс, но его не было. Тут же стюардессы начали делать искусственное дыхание лежащему, как их учили на курсах оказания первой помощи. Мор приказала людям сбегать в аэропорт и принести дефибриллятор, а сама позвонила в скорую помощь. Девушки успели вовремя. Они запустили сердце китайца, и к приезду врачей мужчина даже приоткрыл глаза.

Спасение китайца заняло у стюардесс 30 минут. Они бегом помчались на свой рейс, успели и, как ни в чем не бывало, улыбались и рассаживали пассажиров по своим местам. Только после взлета девушки позволили себе расплакаться. Кстати, телефон тоже нашелся.

Погибшие Раненые

более 150 человек

Воздушное судно Модель Имя самолёта

Clipper Empress of the Seas

Авиакомпания Пункт вылета Остановки в пути Пункт назначения Рейс Бортовой номер Дата выпуска

Самолёт

Boeing 747-121 с заводским номером 20351 и серийным 127 был выпущен в 1971 году и 21 мая совершил свой первый полёт. Его четыре турбовентиляторных двигателя были модели Pratt & Whitney JT9D-3A . 18 июня самолёт поступил в американскую авиакомпанию Pan American World Airways, где получил регистрационный номер N656PA и имя Clipper Live Yankee , впоследствии был переименован в Clipper Empress of the Seas

Экипаж и пассажиры

Национальность Пассажиры Экипаж Всего
Алжир Алжир 3 - 3
Бельгия Бельгия 2 - 2
Великобритания Великобритания 15 4 19
Дания Дания 8 - 8
Германия Германия 81 3 84
Индия 91 8 99
Ирландия 5 - 5
Италия Италия 50 2 52
Канада Канада 30 - 30
Мексика Мексика 8 - 8
Пакистан Пакистан 44 - 44
США США 18 1 19
Франция Франция 4 1 5
Швеция Швеция 2 - 2
Итого 361 19 380

Хронология событий

Террористы

Угонщики самолёта были в Пакистане задержаны, осуждены и в 1988 году приговорены к смертной казни, которая позднее была заменена пожизненным тюремным заключением.

Однако один из них, Зайд Хассан Абд Аль-Латиф Масуд Аль Сафарини (Zayd Hassan Abd Al-Latif Masud Al Safarini ), стрелявший в пассажиров самолёта, в 2001 году был освобождён из пакистанской тюрьмы - но вскоре был схвачен агентами ФБР в Бангкоке и доставлен в США, где его приговорили к 160 годам лишения свободы в Колорадо. Остальные четыре террориста были выпущены из центральной тюрьмы (англ.) русск. города Равалпинди в январе 2008 года; за их головы ФБР предложило награду 5 млн долларов США.

По сообщениям руководства пакистанской разведки, в январе 2010 года в ходе атаки беспилотников в племенном регионе Северного Вазиристана был убит один из освобождённых угонщиков, Джамал Саид Абдул Рахим (Jamal Saeed Abdul Rahim ). Но его смерть не подтверждена, и он остаётся в списке самых разыскиваемых террористов ФБР .

Культурные аспекты

Угон рейса 73 упоминается в рассказе Максима Шахова Русский полковник .

Фильм Нирджа показывает героическую судьбу молодой стюардессы Нирджи Бханот.

См. также

Напишите отзыв о статье "Угон самолёта Boeing 747 в Карачи"

Примечания

Ссылки

  • на YouTube - борт N656PA за 2 года до угона

Отрывок, характеризующий Угон самолёта Boeing 747 в Карачи

– Voila un veritable ami! – сказала просиявшая Элен, еще раз дотрогиваясь рукой до рукава Билибипа. – Mais c"est que j"aime l"un et l"autre, je ne voudrais pas leur faire de chagrin. Je donnerais ma vie pour leur bonheur a tous deux, [Вот истинный друг! Но ведь я люблю того и другого и не хотела бы огорчать никого. Для счастия обоих я готова бы пожертвовать жизнию.] – сказала она.
Билибин пожал плечами, выражая, что такому горю даже и он пособить уже не может.
«Une maitresse femme! Voila ce qui s"appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин.
– Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он?
– Ah! Il m"aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.]
Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.
– Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он.
Элен засмеялась.
В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.
Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери.
Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.
– Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня.
– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j"ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле.
– Но, мой друг…
– Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…]
В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu"il m"a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.]
– Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.

В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.
«Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene».
[«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»]
Это письмо было привезено в дом Пьера в то время, как он находился на Бородинском поле.

Во второй раз, уже в конце Бородинского сражения, сбежав с батареи Раевского, Пьер с толпами солдат направился по оврагу к Князькову, дошел до перевязочного пункта и, увидав кровь и услыхав крики и стоны, поспешно пошел дальше, замешавшись в толпы солдат.
Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.
Хотя ядра и пули не свистали здесь по дороге, по которой он шел, но со всех сторон было то же, что было там, на поле сражения. Те же были страдающие, измученные и иногда странно равнодушные лица, та же кровь, те же солдатские шинели, те же звуки стрельбы, хотя и отдаленной, но все еще наводящей ужас; кроме того, была духота и пыль.
Пройдя версты три по большой Можайской дороге, Пьер сел на краю ее.
Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих. Пьер, облокотившись на руку, лег и лежал так долго, глядя на продвигавшиеся мимо него в темноте тени. Беспрестанно ему казалось, что с страшным свистом налетало на него ядро; он вздрагивал и приподнимался. Он не помнил, сколько времени он пробыл тут. В середине ночи трое солдат, притащив сучьев, поместились подле него и стали разводить огонь.
Солдаты, покосившись на Пьера, развели огонь, поставили на него котелок, накрошили в него сухарей и положили сала. Приятный запах съестного и жирного яства слился с запахом дыма. Пьер приподнялся и вздохнул. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера, и разговаривали между собой.

В самый разгар лета, 12 июля, планета отмечает Всемирный день бортпроводника гражданской авиации.

Именно эти очаровательные девушки обеспечивают комфорт авиаперевозок, а в случае опасности первыми приходят на помощь пассажирам. О героических стюардессах, сумевших не растеряться в тяжелой ситуации, - в сегодняшнем обзоре «МН».

Надежда Курченко: жизнь за пассажиров

История знает немало случаев, когда стюардессы ценой собственной жизни спасали пассажиров от неминуемой гибели. В нашей стране наиболее известным стал подвиг Надежды Курченко, в 1970 году в возрасте 19 лет вступившей в схватку с террористами, стоившую ей жизни.

В тот злополучный день, 15 октября 1970 года, пассажирский самолет «Аэрофлота» с 46 пассажирами и 5 членами экипажа совершал рейс из Батуми в Сухуми. Ничто не предвещало беды.

В воздухе самолет должен был находиться всего около получаса. Однако судьба распорядилась иначе. Едва Ан-24 оторвался от взлетной полосы, один из пассажиров попросил Надежду Курченко незамедлительно передать командиру экипажа черный конверт.

Девушка, почувствовав опасность, направилась в кабину пилотов предупредить командира экипажа о странном пассажире. Но злоумышленник резко поднялся с места и устремился вслед за стюардессой, достав из кармана пальто револьвер. На свою беду Надежда обернулась и увидела, что за ней следует вооруженный преступник.

Девушка мгновенно захлопнула дверь в кабину пилотов, успев крикнуть, что на борту вооруженный человек. Террорист вплотную подошел к стюардессе и безапелляционно потребовал впустить его к пилотам. Надежда ответила категорическим отказом. Завязалась драка.

Пилоты, оценив ситуацию, попытались помочь Надежде, заложив несколько резких виражей, чтобы преступник упал. К сожалению, это не сработало. Во время драки террорист выстрелил Надежде в бедро. Но даже получив серьезное ранение, девушка продолжала сопротивляться.

В сложившейся ситуации два пассажира попытались помочь Надежде. Но сосед террориста, оказавшийся его сыном, вскочил с места и демонстративно распахнул плащ, под которым прятал связку гранат. Подросток пообещал, что если кто-то из пассажиров сдвинется с места, он взорвет самолет.

В этот момент его отец, потеряв терпение, выстрелил стюардессе в живот и ворвался в кабину пилотов. Перестрелка продолжилась. Раненым членам экипажа террорист приказал вести самолет в Турцию. Истекая кровью, командир экипажа Георгий Чахракия чудом сумел дотянуть до турецкого берега, но сажать машину пришлось второму пилоту Шавидзе.

Самое печальное, что турецкие власти, арестовав террористов, которыми оказались 46-летний Пранас Бразинскас и его 13-летний сын Альгирдас, литовцы по происхождению, отказались выдать их СССР. В Советском Союзе старшего Бразинскаса ждал расстрел, а в Турции он получил всего восемь лет тюрьмы, его сына отправили за решетку на два года. После освобождения преступники перебрались в США.

Правда, в 2002 году справедливая кара все же настигла террористов. Во время ссоры младший Бразинскас до смерти избил своего 77-летнего отца битой, за что получил 16 лет тюрьмы.

А Надежду Курченко за проявленный героизм посмертно наградили боевым орденом Красного Знамени.

Олег Космачев: вынес больше двадцати человек

Рассказывая о героизме хрупких стюардесс, было бы несправедливо обойти вниманием мужчин, работающих бортпроводниками на авиарейсах.

Как показала история пассажирских авиаперевозок, мужчины-бортпроводники оказываются незаменимы при аварийных посадках самолетов. Во время подобных ЧП за считаные минуты необходимо помочь пассажирам покинуть поврежденное воздушное судно.

В критической ситуации в аэропорту Самары 17 марта 2007 года, когда во время посадки Ту-134 зацепил взлетную полосу, перевернулся и развалился на части, бортпроводник Олег Космачев не растерялся. Во время инцидента шесть человек погибли, 23 получили ранения, а самолет загорелся.

Олег выдавил аварийный люк и помог пассажирам выбраться наружу. Затем, рискуя жизнью, мужчина вернулся в горящий лайнер, чтобы одного за другим вынести на руках тех пассажиров, кто не мог передвигаться самостоятельно, в том числе нескольких детей.

По данным спасателей, за спасенные жизни Олега Космачева должны благодарить более двадцати человек. Причем, спасая других, бортпроводник совершенно не думал о себе, хотя медики обнаружили у него повреждение позвоночника, а также ожоги дыхательных путей. К счастью, после лечения здоровье бортпроводника-героя полностью восстановилось.

Нирджа Бханот: пуля для модели

Во всем мире работа стюардессой считается одной из самых романтических. Порой, оставив модный подиум, элегантные девушки продолжают свою карьеру в качестве бортпроводниц, даже не подозревая, каким опасностям они могут подвергнуться.

В качестве примера можно привести историю индианки Нирджи Бханот, сменившей работу профессиональной модели на профессию стюардессы в авиакомпании Pan American World Airways на маршруте Мубаи - Нью-Йорк.

Во время одного из рейсов 5 сентября 1986 года во время посадки в Карачи самолет был захвачен четырьмя исламистами.

В заложниках оказались 361 пассажир и 19 членов экипажа. Преступники потребовали, чтобы самолет немедленно поднялся в воздух и взял курс на Кипр. Дальнейшие события разворачивались как в остросюжетном кино.

Стюардесса успела предупредить членов экипажа, которые тут же покинули самолет через люк в кабине пилота. Узнав об этом, преступники пришли в ярость. Они вычислили среди пассажиров американца, подтащили его к входному люку и, расстреляв в упор, выкинули на взлетную полосу. Подобным образом они пообещали поступить со всеми гражданами США, оказавшимися на борту самолета.

Услышав это, 22-летняя Нирджа Бханот приказала остальным бортпроводникам незаметно собрать паспорта у американцев и спрятать их в мусоропроводе самолета. Спустя 17 часов переговоров с террористами силовики начали штурм самолета. В суматохе боя Нирджа Бханот, рискуя быть убитой, открыла аварийный люк и сумела вывести из самолета практически всех захваченных пассажиров.

Когда стюардесса уже сама собиралась покинуть воздушное судно, она неожиданно увидела трех маленьких детей. Невзирая на опасность, девушка вернулась в салон и спасла малышей.

К сожалению, ее заметили террористы. Очередь из автомата прервала жизнь Нирджи. Но даже умирая, стюардесса продолжала выполнять профессиональный долг, закрыв своим телом американского мальчика.

Благодаря подвигу девушки были спасены 359 заложников из 380 человек, находившихся на борту самолета. Посмертно стюардессе была присвоена самая престижная награда в Индии - орден Ашока Чакра.

Шейла Фредерик: против работорговцев

Современная история знает случаи, когда стюардессы оказывали помощь людям в ситуациях, казалось бы, далеких от их прямых обязанностей. Подобная история произошла в 2011 году с Шейлой Фредерик, работавшей стюардессой на рейсе, следующем из Сиэтла в Сан-Франциско авиакомпанией Alaska Airlines.

Стюардесса, как обычно, выполняла свои обязанности, обходя пассажиров и предлагая им помощь. Неожиданно внимание женщины привлек пожилой мужчина, путешествующий вместе с девочкой 14-15 лет.

По непонятной причине он запретил своей спутнице разговаривать со стюардессой, отвечать на ее вопросы и даже поднимать глаза. Резко выделялся контраст в одежде странной парочки. Мужчина был одет дорого и солидно, в то время как девочка выглядела растрепанной и неопрятной.

Улучив момент, когда спутник девочки отвлекся, Шейла наклонилась к ней и предложила пойти в уборную, где ей была оставлена записка. В случае если девочка нуждалась в посторонней помощи, она должна была написать ответ.

Стюардесса не ошиблась: юная пассажирка сообщила ей, что похищена торговцами людьми. В аэропорту работорговец был арестован полицией, а девочка отправлена в колледж.

Дмитрий Соколов.

FOTOLIA,

ТАСС/И. Чохонелидзе,

INDIATIMES.COM,

Прерванный полет Нирджи.

5 сентября 1986 года от рук террористов погибла стюардесса авиакомпании Pan American World Airways Нирджа Бханот. Через два дня ей должно было исполниться 23 года.

Нирджа Бханот родилась 7 сентября 1963 года в Чандигархе. Ее отцом был мумбайский журналист Хариша, матерью- Рама Бханот. Нирджа окончила среднюю школу, училась в Мумбаи. Некоторое время красивая девушка работала моделью и представляла многие известные бренды. В марте 1985 года Нирджу практически насильно выдали замуж по договоренности между родителями, но муж остался недоволен приданым и через два месяца вернул жену обратно. Если бы он ее не вернул, судьба Нирджы сложилась бы иначе. После неудачного замужества Нирджа решила стать стюардессой в Pan American, успешно прошла предварительный отбор и курсы, после чего получила работу. Девушка с детства мечтала о небе, но боялась сказать об этом родителям.

Нирджа на работе

Она была старшим бортпроводником на рейсе "PA 7", когда четверо хорошо вооружённых террористов, переодетых в форму сотрудников аэропорта, ворвались в самолёт и захватили в заложники пассажиров и экипаж. Это произошло в 5 часов утра, самолет приземлился в пакистанском городе Карачи. В кабине находились три члена экипажа: пилот, второй пилот и бортинженер. Нирджа вовремя сообщила им о захвате самолёта, и они все смогли выпрыгнуть и убежать, когда самолёт находился на бетонированной площадке перед ангаром. Нирджа оказалась старшей по званию среди оставшихся на борту членов экипажа и приняла на себя командование самолётом.

Террористы, захватившие самолёт, были членами террористической Организации Абу Нидаля, получавшей поддержку от властей Ливии. Сначала они расстреляли пассажиров, назвавшихся американцами. Затем террористы приказали Нирдже собрать паспорта всех пассажиров, чтобы выявить среди них граждан США. Нирджа незаметно спрятала документы оставшихся в живых пассажиров с американским гражданством. На протяжении еще 17 часов стюардесса откровенно морочила террористам голову, из-за чего они так и не смогли отличить американцев от неамериканцев.

Кадр из фильма "Нирджа"

Когда пакистанская полиция начала штурмовать самолёт, террористы стали стрелять и взрывать гранаты, Нирджа почти без какой-либо помощи эвакуировала всех пассажиров. Девушка сумела открыть аварийную дверь и выбросить трап, благодаря чему очень много заложников сумели сбежать из захваченного самолета. Перед тем, как эвакуироваться последней, она ещё раз осмотрелась и обнаружила троих детей, которые всё ещё прятались за сиденьями. Пока дети выбирались на свободу террористы заметили маленьких беглецов и открыли по ним огонь. Нирджа закрыла детей своим телом и была смертельно ранена. Несмотря на раны она успела эвакуировать детей...Впоследствии, один из спасенных ею мальчиков стал пилотом.

23-летняя Нирджа Бханот стала самым молодым человеком, награждённым орденом "Ашока Чакра" - наивысшей индийской наградой за отвагу, проявленную в мирное время. Посмертно.

В 2004 году Почта Индии выпустила почтовую марку в память о ней.

Родители Нирджи Бханот получили страховые выплаты и компенсации от компании "Pan American", и учредили благотворительный траст имени погибшей дочери - "Neerja Bhanot Pan Am Trust". Этот траст каждый год присуждает две премии по 1,5 млн рупий: одну - члену экипажа самолёта, доблестно выполнявшему свой долг в тяжёлой ситуации, а другую - индийской женщине, которая сама имела серьёзные проблемы из-за приданого, оставления мужем или другой социальной несправедливости, и затем стала помогать другим женщинам, оказавшимся в подобной беде. Кроме денежного вознаграждения, лауреату вручается памятный знак, а его имя вносится в премиальный список.

В 2005 году Нирджа Бханот была посмертно удостоена американской премии "Justice for Crimes Award". Брат Нирджи, Аниш, приехал в Вашингтон, чтобы получить эту премию в офисе Прокурора округа Колумбия, в рамках ежегодно проводимой "Недели уголовного права".

К 30 -летию подвига Нирджы на экраны вышел одноименный фильм. Нирджу сыграла популярная индийская актриса и модель Сонам Капур.

Очень часто работу стюардессы слишком романтизируют: дальние страны, знакомство с людьми, хорошее настроение, идеальная униформа. Но не каждому придет в голову, что эта профессия еще и опасная. И дело не в том, что приходится летать над облаками. Чаще всего опасность исходит от пассажиров.

О героических бортпроводницах, сумевших не растеряться в трудной ситуации и исполнить свой долг до конца, даже ценой собственной жизни, - далее в обзоре.

Нирья Бганот

Нирья (Нирджа) Бганот - индийская стюардесса, спасшая 360 пассажиров.

23-летняя стюардесса из Индии Нирья (Нирджа) Бганот пожертвовала своей жизнью, спасая 360 пассажиров. Это случилось в пакистанском городе Карачи. Самолет PAN AM 73 захватили радикально настроенные исламисты. Стюардесса не растерялась и сумела тут же предупредить пилотов. Они эвакуировались через аварийный люк, чтобы самолет нельзя было поднять в воздух.

Сама же Нирья осталась в салоне самолета. Террористы потребовали принести паспорта всех пассажиров, чтобы казнить американцев. Отважная стюардесса спрятала документы людей, имевших гражданство США, в мусоропроводе и под сиденьями. Благодаря этому они остались живы.

Когда пакистанская полиция приступила к штурму, а террористы начали отстреливаться, Нирья сумела самостоятельно эвакуировать пассажиров из самолета. Она уже хотела сама выбираться, но в последний момент увидела в салоне еще трех детей, спрятавшихся под сиденьями. Пока стюардесса выводила детей, исламисты заметили их и стали стрелять. Девушка закрыла малышей собой и получила смертельные ранения. Из последних сил она вывела детей из самолета, а затем скончалась.

Надежда Курченко

Надежда Курченко - советская бортпроводница, погибшая в схватке с террористами.

15 октября 1970 года своей жизнью поплатилась 19-летняя стюардесса Надежда Курченко, пытаясь помешать террористам захватить самолет. Самолет Ан-24, в котором находилась Надежда, следовал рейсом Батуми - Сухуми. Весь полет должен был занять всего полчаса. На 5-й минуте после взлета один из пассажиров вызвал стюардессу к себе, сунул ей в руку конверт и потребовал отнести его командиру. То ли Надя на него неприязненно посмотрела, то ли у мужчины не хватило выдержки, но через пару секунд он ринулся за ней. Девушка поняла, что происходит что-то неладное, и тут же захлопнула дверь каюты пилотов, преградив собой путь.

Террорист не ожидал такого отпора и попытался оттолкнуть юную проводницу, но она стала отчаянно сопротивляться. В то же время командир понял, что за дверью происходит драка, и стал резко поворачивать самолет влево, вправо, вверх, надеясь сбить преступника с ног (пассажиры тогда еще были пристегнуты). Террорист устоял и выстрелил Надежде в бедро, но хрупкая девушка продолжала сопротивляться. Тогда он выстрелил в упор.

Телеграмма с соболезнованиями, адресованная матери Надежды Курченко Генриетте Ивановне.

Виктория Зильберштейн

Виктория Зильберштейн - стюардесса, спасшая пассажиров во время крушения самолета.

Виктория Зильберштейн, как и многие девушки, мечтала работать стюардессой. Ее манили дальние страны, красивая униформа. Ее желание осуществилось. На момент катастрофы девушка уже два года работала бортпроводницей. В тот день Виктория находилась в самолете, следовавшем в Иркутск. Перед посадкой все происходило как обычно, звучали стандартные фразы: «Уважаемые пассажиры, пожалуйста, пристегните ремни и примите вертикальное положение».

Когда началась рулежка (маневрирование движущегося по аэродрому авиалайнера за счет силы тяги двигателя), Виктория заметила, что самолет долго не останавливается. Вдруг она почувствовала толчок, в салоне погас свет и появился дым. В тот момент у стюардессы промелькнула лишь одна мысль: нужно спасать пассажиров. Виктории тут же вспомнились слова инструктора: «Девочки, при аварии главное - сделать дыру в самолете». Стюардесса дернула за рычаг эвакуационного выхода и открыла люк. Люди вылезали, скатываясь по накренившемуся крылу, Виктория пропускала их вперед, задыхаясь от едкого дыма. Затем она все-таки вышла сама.

Стюардесса была в шоковом состоянии. Только потом в больнице Виктории сказали, что у нее сотрясение мозга, самолет взорвался и только благодаря бортпроводнице большинство пассажиров сумело спастись.

Шейла Фредерик

Шейла Фредерик, сумевшая спасти девочку от сексуального рабства.

Тот рейс начинался как обычно: пассажиры рассаживались по местам, а бортпроводницы выполняли свои обязанности. Но одна пара снова и снова притягивала к себе внимание Шейлы. Казалось, что мужчина летит с дочкой, вот только он выглядел весьма прилично, а одежда девочки была похожа на лохмотья. Да еще и этот испуганный взгляд.

Шейла предложила девочке провести ее в туалет. Там она оставила записку с вопросом, нужна ли пассажирке помощь. Та ответила утвердительно. Когда самолет заходил на посадку, у трапа уже ждала полиция. Оказалось, что девочку действительно везли против ее воли, чтобы отправить в сексуальное рабство.

Мор Леви и Ницан Рабинович

Стюардессы могут прийти на помощь даже тогда, когда они находятся на земле, а не в воздухе. Израильские бортпроводницы Ницан Рабинович и Мор Леви спасли от смерти 80-летнего мужчину. В тот день девушки находились в аэропорту Пекина. Они уже направлялись к своему самолету, как вдруг Ницан заметила, что потеряла телефон. Она попросила приятельницу вернуться к станции метро и поискать его.

Когда стюардессы вернулись к станции, то увидели, как женщина кричит над лежащим без сознания мужчиной. Ницан и Мор попытались нащупать пульс, но его не было. Тут же стюардессы начали делать искусственное дыхание лежащему, как их учили на курсах оказания первой помощи. Мор приказала людям сбегать в аэропорт и принести дефибриллятор, а сама позвонила в скорую помощь. Девушки успели вовремя. Они запустили сердце китайца, и к приезду врачей мужчина даже приоткрыл глаза.

Спасение китайца заняло у стюардесс 30 минут. Они бегом помчались на свой рейс, успели и как ни в чем не бывало улыбались и рассаживали пассажиров по местам. Только после взлета девушки позволили себе расплакаться. Кстати, телефон тоже нашелся.