Как перехватывают самолеты. Перехватить шпиона. Почему от российских границ так часто прогоняют чужие самолеты. Вызывающие действия самолёта-разведчика ВМС США

Пилоты дежурной истребительной авиации российской ПВО в последние месяцы буквально живут в небе. Самолеты НАТО появляются у рубежей страны все чаще и чаще: более десяти раз в неделю, по данным Минобороны. При этом авиация «западных партнеров» ведет себя все наглее и напористее.

Однако серьезных инцидентов пока удается избежать, во многом благодаря профессионализму и хладнокровию российских летчиков-истребителей. О том, что собой представляет воздушный перехват по всем правилам авиационной тактики, - в материале РИА Новости.

Информационное противоборство между крупными государствами часто может выставить рутинную, в общем-то, ситуацию в невыгодном для одной из сторон свете.

Экипаж истребителя якобы без видимых причин «подрезал» американца над нейтральными водами Черного моря - резким маневром справа-налево пересек курс «Посейдона». При этом Р-8А основательно «взболтало» реактивными струями мощных движков Су-30, после чего сугубо «мирный» борт предпочел не связываться с «забиякой» и убрался восвояси.

Версия Минобороны России гораздо более прозаичная. Американский самолет на большой скорости двигался в сторону российской госграницы. На его перехват вылетел истребитель дежурных сил ПВО Южного военного округа.

Су-30 сблизился с «Посейдоном», облетел воздушное судно, определил его тип и национальную принадлежность. После этого оба самолета отправились по своим делам - Р-8А взял курс на удаление от российских границ, а Су-30 вернулся на авиабазу. В принципе, даже перехватом это событие назвать сложно - «поздоровались» и разбежались.

«Джентльменские» сигналы

Как неоднократно утверждали военные специалисты и гражданские аналитики, главная цель разведвылетов авиации НАТО вблизи российских границ - проверка сил ПВО на прочность. Насколько быстро они реагируют, где располагаются, какими комплексами представлены.

ВКС реагируют на каждый подобный «визит» максимально оперативно.

Во-первых, другим странам совсем необязательно владеть такой важной информацией.

Во-вторых, дать отпор военному самолету, демонстративно идущему к границе суверенного государства, - дело престижа и принципа.

В-третьих, неизвестно, какой приказ получил пилот потенциального нарушителя. А значит, его перехват - вопрос национальной безопасности. Как правило, каждая воздушная операция проводится по четкому сценарию.

«Первым делом воздушное судно необходимо взять на сопровождение, - рассказал РИА Новости генерал-майор, заслуженный военный летчик России Владимир Попов. - Дежурный истребитель сближается с целью и идет с ней параллельным курсом. Главная задача на этом этапе - идентифицировать самолет-нарушитель.

Далее перехватчик передает «земле» первичную информацию: тип воздушного судна, национальная принадлежность, бортовой номер. Сразу после этого пилот истребителя начинает активно привлекать к себе внимание подозрительного борта - необходимо показать, что он под наблюдением.

Летчик, продолжая двигаться параллельным курсом, делает быстрый крен влево-вправо - «машет крыльями». С одной стороны, сообщает: «Обратите внимание, я тут!» С другой - недвусмысленно демонстрирует ракеты «воздух-воздух», закрепленные на подвесках под крыльями».

Если нарушитель никак не реагирует, истребитель, выдерживая прежний курс, увеличивает скорость и выходит чуть вперед, чтобы гарантированно оказаться в зоне видимости экипажа своего «визави».

Когда летчик убеждается, что его наблюдают, то поворотом ручки управления делает деликатный «кивок» в сторону от государственной границы, намекая, что залетному гостю пора бы и честь знать.

Если нарушитель не реагирует, летчик повторяет все элементы в той же последовательности, но со стороны другого борта подозрительного воздушного судна. Согласно правилам авиационного этикета, эти действия - предельно корректные, «джентльменские» сигналы.

«В большинстве случаев у наших летчиков нет связи с натовскими самолетами, - подчеркнул Попов. - Мы не можем разговаривать с пилотом-нарушителем, потому что обычно не знаем его радиочастоты.

Но если знаем, то, конечно, непрерывно «бомбардируем» эфир сообщениями о недопустимости его поведения и настоятельно рекомендуем ему сменить курс. В Сирии, кстати, российская и американская авиация худо-бедно координируют свои действия и имеют общий канал связи.

Это позволяет избежать потенциальных воздушных происшествий. Но такое сотрудничество сегодня - большая редкость».

Наглость или поломка

За последние три-четыре года ситуация в небе стала более напряженной. По инициативе НАТО были свернуты многие программы по взаимодействию российской и западной военной авиации.

Если раньше представители североатлантического альянса предупреждали Минобороны о планируемых полетах в сопредельных с Россией странах (например, в Прибалтике), то теперь предпочитают о них молчать. Более того, натовцы значительно увеличили количество приграничных воздушных операций.

«Мы не знаем заранее, кто, что и зачем «вынюхивает» у наших границ, - считает генерал-майор. - Может, борт мимо летит, может, у него поломка. А возможно, он специально вынуждает нас реагировать, чтобы потом западные политики в очередной раз заявили, что «русский медведь» не умеет вести себя в воздухе.

Кстати, если взять на веру американскую версию субботних событий, то «грубил» как раз их «Посейдон». Если наш Су-30 действительно «подрезал» Р-8А и потрепал его своими реактивными струями, значит, все предыдущие «джентльменские» сигналы «противолодочник» нагло проигнорировал.

И пилоту истребителя пришлось обратить на себя внимание «Посейдона» более агрессивным способом. Могу допустить, что американский борт шел с небольшим углом в сторону нашей границы, поэтому российский летчик мог решиться на подобный маневр».

Если нарушитель не робкого десятка и турбулентностью его не испугать, перехватчик «подрезает» его еще раз. Параллельно он может запросить помощь другой машины.

Далее два истребителя берут самолет-разведчик в «клещи» и сопровождают его с двух сторон. Если нарушитель даже под таким конвоем все-таки пересекает границу, перехватчики аккуратными, но недвусмысленными маневрами начинают принуждать его к посадке на российский аэродром.

Второй вариант развития событий - пилот истребителя может показать «желтую карточку» и открыть огонь вдоль курса полета нарушителя из пушки, а также боевой или сигнальной ракетой.

Это и явная угроза, и последняя попытка привлечь к себе внимание: «Куда вы двигаетесь?! Немедленно поворачивайте!» По словам Владимира Попова, подобные ситуации в 50-х годах прошлого века на границах СССР возникали регулярно.

«Хочу подчеркнуть, что сегодня такое развитие событий - большая редкость, - сообщил генерал-лейтенант. - Пилоты большинства стран летают вежливо и границу все-таки не пересекают. Провоцируют, да. Но знают, когда нужно остановиться.

Еще один момент: очень важно понимать, что даже у военного самолета может возникнуть отказ радиооборудования, навигационных систем. И он терпит бедствие, но не способен подать сигнал. В этом случае мы вежливо «сажаем» его у нас, а впоследствии отпускаем восвояси».

Виктор Попов напомнил, как в подобной ситуации оказался российский самолет. Пятнадцатого сентября 2005 года группа истребителей Су-27 выполняла перелет с аэродрома Сиверский Ленобласти на одну из авиабаз под Калининградом.

Уже на маршруте пилот одной из машин майор Валерий Троянов доложил о потере ориентировки. Исчерпав запас горючего, летчик катапультировался. Выяснилось, что он по ошибке оказался на территории Литвы. Истребитель упал в 55 километрах от Каунаса. В ходе расследования выяснилось, что причинами аварии стали ошибки пилотирования, а также отказ навигационной системы.

Летчик, к счастью, остался жив. Громкого международного скандала удалось избежать - специалистам было очевидно, что самолет пересек границу непреднамеренно. Однако этот инцидент спровоцировал в Литве скандал, когда выяснилось, что «вторжение» российской «сушки» осталось незамеченным для национальной ПВО.

Последний аргумент

Тем не менее нельзя забывать, что приграничные инциденты в воздухе могут закончиться гораздо более трагично.

«Открывать огонь на поражение пилот истребителя имеет только в том случае, если иностранный самолет нарушил воздушное пространство, никак не отреагировал на предыдущие сигналы и отказывается следовать за конвоем, - поясняет Владимир Попов.

Летчик запрашивает «землю» и, если получает соответствующий приказ, сбивает цель. Самый яркий пример: 28 ноября 1973 года разведчик ВВС Ирана RF-4C, пилотируемый иранским и американским летчиками, из Турции вторгся в воздушное пространство СССР через Армению и Грузию.

В районе Грузии на перехват вылетел наш истребитель МиГ-21СМ под управлением капитана Геннадия Елисеева. У него было две ракеты. Одну он пустил вдоль курса полета самолета противника как предупреждение.

Тот не отвернул. Елисеев ударил второй ракетой на поражение, но она потеряла цель в облаках. А пушку заклинило.

С земли поступил приказ остановить неприятеля любой ценой. Было неизвестно, какое оборудование и вооружение нес самолет-нарушитель и какова была его цель. И Елисеев решился на последний аргумент. Он взял противника на таран, ударив его самолет снизу. Советский капитан погиб, а экипаж RF-4C катапультировался и был взят в плен на земле. Позже их обменяли на наших разведчиков.

Этот случай - первый в истории авиации воздушный таран на сверхзвуковом самолете. Западным пилотам, рыскающим вдоль российских границ сегодня, следовало бы почаще о нем вспоминать».

О том, что означает «перехват» самолёта в воздухе и с какой целью он проводится, АиФ.ru рассказал бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полётов Александр Романов:

— Каждое государство имеет на своей территории специальные аэродромы, на которых круглосуточно дежурят истребители-перехватчики. Как правило, экипаж находится прямо в кабине, чтобы моментально завести двигатель и взлететь в небо. Боевая готовность — пять минут.

Обнаружив и опознав цель, истребитель сближается с ней. Перехватчик подлетает к нарушителю с правой стороны и обращает на себя внимание покачиванием крыльев (также этот манёвр трактуется лётчиками как приветствие). По всем каналам связи с ним ведутся переговоры, дабы выяснить причину его появления в чужом воздушном пространстве или на границе с ним. Это может быть преднамеренное действие (сбор разведданных, провокация), или борт мог просто сбиться с курса, потеряв пространственное положение.

В любом случае задача ВВС в том, чтобы остановить нарушителя. Есть такой международный лётный язык: если истребитель-перехватчик резко пересекает курс другому самолёту и уходит, допустим, влево, это означает, что его пилоты должны следовать за ним.

То есть практически есть возможность заставить самолёт сесть на нужный аэродром, чтобы выяснить, есть ли у воздушного судна разрешение на полёт в данном месте. Также истребитель может «вынырнуть» снизу вверх, показывая, что дорога дальше запрещена. Подобных сигналов много, порядка 25, и все они известны каждому лётчику.

В этом и заключается суть «перехвата» самолёта в воздухе. Ни о каком уничтожении «противника» в воздухе речь не идёт. Истребитель-перехватчик просто вынуждает борт-нарушитель скорректировать курс (покинуть охраняемое воздушное пространство при сопровождении) или сесть на землю для дальнейшего выяснения обстоятельств инцидента при нарушении воздушных границ.

— Что происходит, если нарушитель не реагирует?

— В случае если обнаруженный самолёт продолжает лететь в опасную или запретную зону, игнорируя требования ВВС, то военные могут открыть предупредительный огонь трассирующими снарядами перед кабиной пилота. Если и здесь не будет никакой реакции, то они могут стрелять на поражение.

Как правило, если нарушителем является гражданский борт, то для его «перехвата» достаточно одного истребителя, если же речь идёт о военных самолётах, то в небо поднимается несколько военных истребителей-перехватчиков.

Сегодня много военных самолётов и самолётов-разведчиков летает в нейтральных зонах и над территорией водных пространств. К сожалению, всё это часть огромной стратегической (вернее, политической) игры. К сожалению, даже были случаи, когда непрошенные гости мешали полёту гражданских судов, и тем приходилось экстренно менять свой курс, что приводило к травмированию пассажиров.

За последнюю неделю российские истребители перехватили уже три иностранных самолета-разведчика, в частности, над Балтикой, где проходят учения НАТО. Военные эксперты рассказали «360», что такое перехват и для чего другие страны посылают воздушных шпионов к российским границам.

10 июня истребитель Су-27 перехватил два самолета ВВС США и Швеции у российской границы, над нейтральными водами Балтики. Об этом РИА «Новости» сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны. Следуя международным правилам использования воздушного пространства, пилот сопроводил воздушные суда, не допустив нарушения ими российской границы.

«Экипаж российского истребителя приблизился на безопасное расстояние к воздушным объектам и идентифицировал их как самолеты-разведчики ВВС США RC-135 и ВВС Швеции „Гольфстрим“», - сообщили в ведомстве.

С 9 по 21 июня в Балтийском море проводятся учения НАТО Baltops-2019. В морских и воздушных маневрах участвуют 8,6 тысячи военнослужащих, а также 40 кораблей и подводных лодок из 18 стран альянса и государств-партнеров. Впервые за долгое время к учениям присоединились корабли воссозданного в 2018 году Второго флота США.

А 4 июня, приводит агентство сообщение пресс-службы Шестого флота США, истребитель истребитель Су-35 трижды перехватил разведывательный самолет P-8A Poseidon в международном воздушном пространстве над Средиземным морем. Второе сближение американское военное ведомство назвало «опасным». Российский самолет на высокой скорости пролетел прямо перед P-8A, что вызвало волну турбулентности.

«Мы ожидаем, что они (российская сторона - прим. ред.) будут вести себя в рамках международных стандартов, установленных для обеспечения безопасности и предотвращения инцидентов. <…> Небезопасные перехваты повышают риск просчетов и возможность столкновения в воздухе», - сказано в заявлении.

В 2018 году самолеты ВКС сопроводили более 980 тысяч летательных аппаратов, в том числе три тысячи боевых самолетов, из которых тысяча - разведчики.

Что такое перехват

Военный эксперт Алексей Леонков объяснил «360», что в России действует эшелонированная система ПВО. Если радиолокационные станции фиксируют приближение к границам летательных аппаратов с выключенными транспондерами, то в воздух поднимают истребители. Они приближаются к «гостям» и определяют, какое это судно - гражданское или военное.

«В это время станции радиотехнической разведки определяют, работает ли в это время оборудование их самолетов. Они видят летательные аппараты с невключенными транспондерами, которые пытаются провести радиолокационную разведку нашей территории», - добавил Леонков.

Затем российский истребитель сопровождает «гостя», специальными знаками и маневрами, показывая, что чужой самолет идет на нарушение границ, приближаясь к ним слишком близко. Выходит на общую связь, и, если летчик не реагирует на призывы покинуть воздушное пространство, пилоты Су демонстрируют вооружение - ракеты класса «воздух - воздух».

«Если экипаж разумный, то самолет удаляется ни с чем, без данных разведки. Если происходит дальнейшее нарушение, иностранные пилоты не реагируют на команды, идут прежним курсом вглубь территории страны, то начинаются маневрирование, предупредительный огонь по курсу самолета. Если самолет все равно не реагирует, то либо его принуждают к посадке, либо, если это невозможно, принимается решение сбить нарушителя воздушных границ», - рассказал эксперт.

Международное пространство

В международном воздушном пространстве или над нейтральными водами суда перехватывают самолеты-разведчики, способные при помощи станций бокового обзора заглянуть на 300-400 километров вглубь России и узнать как можно больше о противооборонных средствах и работе радиотехнических средств. Чтобы помешать сбору данных, в воздух и поднимают истребители, которые играют на нервах у иностранных пилотов и вынуждают прекратить разведку.

«Если бы такое совершали наши самолеты, американцы бы действовали так же. Они, например, сопровождают наши самолеты стратегической авиации на Дальнем Востоке. Или когда наши суда летят в Калининград», - добавил Леонков.

Во времена холодной войны, добавил собеседник, американцы часто «нарушали наш покой», высылая к границам не только самолеты-разведчики, но и стратегические бомбардировщики с ядерными боеголовками. В наши дни, отметил эксперт, событие стало не то чтобы рядовым, но регулярным. Особенно там, где проводятся военные действия или учения.

Политическая плоскость

Военный эксперт Сергей Хатылев пояснил, что правила полета в международном воздушном пространстве разъясняют, над какими водами и на какой высоте можно летать, на какое расстояние можно приближаться, какими знаками нужно пользоваться и так далее. Все эти правила прописаны в международных, государственных документах, а также документах Минобороны и военных ведомств. Российские летчики всегда неукоснительно выполняют эти требования.

«И все эти жалобы США и стран Европы, что наши летчики слишком близко пролетают, мешают выполнять задачи, - элементарное неуважение, хамство и недовольство. Раньше они летали и никто их так жестко не контролировал, а сейчас контролируют - и они идут на преднамеренные провокации», - заявил Хатылев.

В частности, 10 июня американские военные на два часа включили «глушилку» на летавшем над Балтикой самолете, пытаясь помешать работе средств связи в Калининграде. В том числе тех, что обеспечивают полеты авиации. Все случаи перехватов всегда расследуются как военными ведомствами стран, чьи суда участвовали в событии, так и международными организациями. А громкие заявления об «опасных» перехватах делают для нагнетания обстановки.

«В основном это делается в политической плоскости. Как правило, заявления не имеют отношения ни к военным, ни к использованию воздушного пространства. А просто амбиции: „Вы быстро летаете, вы близко летаете“», - заключил Хатылев.

Российские военные в субботу, 25 ноября, подняли в воздух истребитель Су-30 после обнаружения над нейтральными водами Чёрного моря приближающего к российской границе воздушной цели. Позднее она была идентифицирована как американский самолёт-разведчик.

«Около 13:00 мск российскими средствами контроля воздушного пространства над нейтральными водами Чёрного моря была обнаружена воздушная цель, приближающаяся на большой скорости к государственной границе РФ. Для перехвата цели в воздух был поднят истребитель Су-30 из состава дежурных средств ПВО Южного военного округа. Сблизившись, российский истребитель облетел воздушный объект и визуально идентифицировал его как американский самолёт-разведчик Р-8А Poseidon», — говорится в сообщении пресс-службы Южного военного округа.

Отмечается, что после обнаружения российским истребителем американский самолёт-разведчик Р-8А Poseidon изменил траекторию своего полёта и начал удаляться от воздушного пространства России.

Выполнив задачу, российский истребитель вернулся на аэродром базирования.

  • Многоцелевой истребитель СУ-30СМ
  • РИА Новости
  • Сергей Пивоваров

«Курс на сдерживание России»

Главред журнала «Арсенал Отечества», военный эксперт Виктор Мураховский считает, что появление самолёта-разведчика ВМС США у границ РФ — часть общей стратегии Америки, направленной на сдерживание России.

«США примерно в два раза повысили активность полётов своей военной авиации вблизи границ РФ. А делается это, как говорится в доктрине НАТО, для «сдерживания России». Для этого они нарастили интенсивность полётов авиации, увеличили масштаб, продолжительность и количество учений в странах, граничащих с Россией, регулярно выполняют полёты беспилотной авиации», — пояснил эксперт.

Заметную активность американских воздушных судов в Балтийском и Чёрном морях отметил и коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. По его словам, это объясняется в том числе заинтересованностью американцев в новых образцах российского вооружения для обновления своих баз данных.

«С конца прошлого года американцы активно летают у нас на Балтике и на Чёрном море, вдоль восточных границ. Они пытаются снять так называемые сигнатуры нового вооружения и военной техники и обновить свою базу. Они стараются отслеживать все наши учения», — сказал военный эксперт в разговоре с RT.

Вызывающие действия самолёта-разведчика ВМС США

Леонков напомнил, что во время российско-белорусских учений «Запад-2017» американские самолёты находились в воздухе над территорией проведения манёвров почти круглосуточно.

«Это обычная практика. Но когда они начинают нарушать и залетают слишком далеко, тогда в воздух поднимаются наши истребители-перехватчики. Однако если был поднят в воздух (российский. — RT ) военный самолёт, значит, американский самолёт-разведчик начал вести себя нагло и вызывающе», — считает он.

Ранее о перехвате самолёта ВМС США российским истребителем Су-30 сообщила официальный представитель Пентагона Мишель Бальданца.

«Самолёт США действовал в международном воздушном пространстве и не делал ничего, что могло бы спровоцировать экипаж российского истребителя», — цитирует телеканал CNN представителя американского оборонного ведомства.

Действия российского истребителя, по словам Бальданцы, являются небезопасными, так как Су-30 пролетел прямо перед P-8 Poseidon. В результате американский самолёт был вынужден совершить резкий манёвр, который привёл к «очень сильной турбулентности».

В Пентагоне считают, что «небезопасный» перехват Су-30 мог привести к «серьёзным травмам» членов экипажей обоих самолётов.

С начала 2017 года истребители Су-30СМ около 120 раз для сопровождения самолётов-разведчиков и беспилотников у южных границ России. Об этом сообщал командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Виктор Севостьянов. Наибольшую активность над акваторией Чёрного моря вблизи Крыма проявляли американские средства ведения воздушной разведки.

В том числе, по словам генерала-лейтенанта, в мае 2017 года самолёт BoeingP-8 Poseidon патрульной авиации ВМС США, а затем тяжёлый стратегический беспилотник-разведчик RQ-4 Global Hawk проводили разведывательные полёты у побережья Крыма. Оба раза на перехват поднимались истребители Су-30СМ 4-й армии ВВС и ПВО.

Пентагон в очередной раз заявил, что самолёты ВВС США "перехватили" российские дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95.

1 и 11 сентября 2018 года истребители-невидимки F-22А вылетали на "перехват" находившихся в нейтральных водах в районе Аляски двух турбовинтовых Ту-95М. При этом российские самолёты не заходили в воздушное пространство ни Канады, ни США. 11 сентября бомбардировщики сопровождали истребители Су-35С.

Правильнее было бы называть такие встречи не перехватом, а сопровождением, т.к. "Рапторы" летели одним курсом с "Медведями" на удалении, не приближаясь и не выказывая каких-либо агрессивных действий. И российские лётчики, и американские пилоты выполняли свои задачи - наши отрабатывали длительные полёты с дозаправками в воздухе и обозначали своё присутствие вблизи зон ответственности вероятного противника. Американцы отрабатывали время реагирования на появление российских самолётов - взлёт, сближение, сопровождение и возврат на аэродром, а также наблюдали за полётом бомбардировщиков и отрабатывали наведение вооружения.

Перехват же - это немного другие действия обеих сторон. Пилот перехватчика получает задание найти объект, сблизиться, заставить его либо уйти из российского воздушного пространства, либо сесть на аэродроме на территории России. В крайнем случае, при невыполнении нарушителем требований, он может быть сбит.

Классическим примером перехватов можно назвать действия лётчиков истребителей Су-27 над Чёрным, Баренцевым или Балтийским морями, когда самолёты вылетают, чтобы отогнать от наших границ всякие "посейдоны" и "орионы" стран НАТО. При этом Пентагон такие случаи называет "опасными" и "непрофессиональными". Но на наш взгляд, появление российских "сушек" возле обнаглевших самолётов-разведчиков США может быть опасным только для самих американских (норвежских, канадских и т.д.) пилотов, т.к. вылетая на задание, они отлично понимают куда и с какой целью летят.

Яркое тому доказательство - действия старшего лейтенанта Василия Цимбала, вылетевшего 13 сентября 1987 года на своём Су-27 на перехват самолёта-разведчика P-3 Orion.

Норвежский самолёт занимался не просто разведкой, он сбрасывал гидроакустические буи в фарватер, по которому выходили в море советские подводные лодки. Обнаружив рядом вооружённый Су-27, норвежцы никак на него не отреагировали и продолжили свою работу.

Чтобы помешать сбросу разведывательного оборудования Василий Цимбал решил подстроиться под брюхо Ориона, и, выпустив тормозной щиток, начал маневрирование, но не рассчитал скорость сближения и задел левым килем винты норвежского самолёта. Обломки винта разлетелись в разные стороны и пропороли фюзеляж Ориона. Только после этого норвежский самолёт сменил курс и пошёл в сторону Норвегии.

Су-27 отогнал норвежский самолёт-разведчик P-3 Orion

Но старший лейтенант решил закрепить знания экипажа самолёта-разведчика о том, на что способны русские лётчики, если их "заклятые друзья" не проявляют достаточного уважения к "партнёрам". Заняв положение выше "норвежца", Василий Цимбал слил на кабину Ориона часть топлива и только после этого ушёл на свой аэродром.

Профессионально сработал Цимбал? Конечно! Агрессивно? Естественно! Но без напора, решительности и нестандартных действий донести до "партнёров", что нельзя безнаказанно летать у наших границ не получается.