Дворцовая наб. Прогулка по дворцовой набережной. Где жили Романовы

- «Дворцовая набережная в Петербурге». «Дворцовая набережная в Петербурге». Раскрашенная литография Ф. Перро. 1841. Дворцовая набережная (до конца XVIII в. Верхняя набережная, Первая Верхняя набережная, в 1923—44 набережная Девятого Января),… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Дворцовая набережная - (до конца XVIII в. Верхняя набережная, Первая Верхняя набережная, в 1923 44 набережная Девятого Января), на левом берегу Невы, между Кутузовской и Адмиралтейской набережными, пересекает Суворовскую площадь, соединена Дворцовым мостом с… …

Дворцовая набережная (Санкт-Петербург) - Координаты: 59°56′29.45″ с. ш. 30°18′48.26″ в. д. / 59.941514° с. ш. 30.31340 … Википедия

Набережная реки Фонтанки - Санкт Петербург Общая информация Район города Центральный, Адмиралтейский … Википедия

Дворцовая площадь (Санкт-Петербург) - Дворцовая площадь Санкт Петербург Общая информация Район города Центральный Прежние названия Большой Луг, пл. Урицкого Ближайшие станции метро «Невский проспект» Вид на площадь. Дворцовая … Википедия

Дворцовая площадь - (в 1923 44 площадь Урицкого, в честь М. С. Урицкого), между Адмиралтейским проспектом и улицей Халтурина. Центральная площадь Ленинграда, место проведения демонстраций, торжественных парадов, митингов. Здания, оформляющие Д. п., составляют… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Дворцовая площадь (значения) - Дворцовая площадь: Дворцовая площадь главная площадь в Санкт Петербурге Дворцовая площадь (Петергоф) Дворцовая площадь (Берлин) Дворцовая площадь (Казань) См. также Дворцовая улица Дворцовая набережная Дворцовый проезд … Википедия

ДВОРЦОВАЯ площадь - Дворцовая площадь это главная парадная плошадь Санкт Петербурга, один из самых замечательных архитектурных ансамблей мира. В ее создании принимали участие виднейшие представители русского зодчества. Здесь в 1754 1762 годах по проекту… … Почему так названы?

Дворцовая площадь - У этого термина существуют и другие значения, см. Дворцовая площадь (значения). Координаты: 59°56′21″ с. ш. 30°18′57″ в. д. / 59.939167° с. ш. 30.315833° в. … Википедия

Набережная Рошаля - Адмиралтейская набережная Общая информация Район города Адмиралтейский Прежние названия Набережная Рошаля Протяжённость 414 м «Вид на Неву от Зимнего дворца». А. К. Беггров, 1881 год … Википедия

Книги

  • Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж , Домбровский Алексей Викторович. Мы открываем новую серию изданий о Санкт-Петербурге под общим названием "Центр Империи" . Книги построены в форме рассказов-прогулок по главным достопримечательностям Северной столицы. В этих… Купить за 692 руб
  • Дворцовая набережная , Соловьева Татьяна Алексеевна. Этой книгой санкт-петербургский историк Т. А. Соловьева продолжает серию своих работ, посвященных набережным северной столицы. Вместе с автором читатель совершит увлекательную прогулку по…

Застройка Дворцовой набережной начала формироваться одной из первых в Санкт-Петербурге. Её характер определила постройка на этом берегу Невы как летней, так и зимней резиденций Петра I. В связи с близостью к Адмиралтейству здесь, в первую очередь, селилось высшее морское начальство. Чуть далее, выше по течению Невы, поселились корабельные мастера. Среди них - Пётр Михайлов (сам "царь-плотник" Пётр I), Федосей Скляев, Филипп Пальчиков, Гаврила Меншиков.

Первые постройки на Дворцовой набережной, как и во всём городе, были деревянными. Летом 1705 года на расстоянии 200 сажен от Адмиралтейства по проекту Доменико Трезини был построен деревянный дом генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Такое расстояние от Адмиралтейства требовали правила "фортификационной эспланады". Тем же летом началось возведение деревянных хором для вице-адмирала Корнелия Крюйса. Дом Апраксина задал красную линию Дворцовой набережной, тогда как дом Крюйса располагался чуть дальше от низкого в этом месте берега реки. Промежуток между этими двумя постройками положил начало Средней улице, проходившей параллельно берегу Невы .

Следующей постройкой на Дворцовой набережной в 1706 году стал Почтовый двор . Тогда же (в 1706-1708 годах) ближе к берегу Невы был перенесён деревянный дом шведского майора Коноу, ставший предшественником Летнего дворца Петра I . На участке дома №32 в 1708 году был построен первый Зимний дворец Петра I. К его главному фасаду от дома Апраксина продлили Среднюю улицу. Последняя просуществовала совсем недолго, так как Пётр I не захотел иметь в Петербурге узкие "средневековые" проезды между домами.

В начале XVIII века набережная именовалась Почтовой, так как на том месте где сейчас расположен Мраморный дворец , находился Почтовый двор. Рядом с ним в 1711 годах был прокопан Красный канал, который соединил Неву и Мойку . Параллельно ему с другой стороны Царицына луга (ныне Марсова поля) была прокопана Лебяжья канавка.

После победы под Полтавой (1709) и взятия Выборга (1710) в Санкт-Петербурге началось активное каменное строительство. Позволить себе возведение дорогого каменного дома могли далеко не все, но жители Дворцовой набережной имели для этого достаточно средств. Дом Апраксина перестраивался в камень в 1712 году, но спустя четыре года адмирал захотел иметь более просторные апартаменты. Новое здание передвинули ближе к реке примерно на 50 метров, что определило современную красную линию набережной. Тогда же приступили к постройке новых роскошных зданий для Рагузинского, Ягужинского, Олсуфьева, Крюйса, Головина. Строительство этих дворцов завершили к 1721 году, когда на противоположном конце набережной началось возведение дворца Дмитрия Кантемира (дом №8). Это был первый проект молодого Ф. Б. Растрелли в Петербурге.

В те же годы строился новый Зимний дворец Петра I, который придвинули к самой Неве. Для этого берег укрепляли деревянными стенками, обустраивали пристани. Таким образом у Невы было "отвоёвано" более 80 метров. В 1718 году от между Невой и Мойкой был прорыт канал, названный Зимней канавкой . Через него в створе набережной инженером Германом ван Болесом был построен деревянный разводной Зимнедворцовый мост .

Застройку берега Невы проходилось регулировать административными методами. 30 января 1720 года вышел указ Петра I:

"Великий государь... указал тем, у кого по берегу Невы реки вниз от Почтового двора построены под кровлею палаты, чтоб конечно, в тех палатах построили к нынешней зиме по 2 или по 3, или по 1 покою и переходили в них жить, для того, что следующую от Почтового двора к Зимнему царского величества дому улицу уже надлежит перегораживать в те дворы, когда повелено будет. А проезд имеет быть по другой улице, следующей от гавани, так как в тех набережных домах близ палат и во дворах должно строить каменное строение. А ежели деревянное строить кому велено будет, уступя от палат во дворы по двадцати и не меньше пятнадцати сажен, и при тех набережных палатах от реки, конечно, все места как надлежит были же помещены и ничем не заняты..." [Цит по: 2, с. 6, 7]

В одном из указов 1721 года перечислены все владельцы участков на набережной [Цит по: 2, с. 8]:

  • 1. Двор Почтовый
  • 2. Г-на князя Волоского
  • 3. Ягана Фелтин, кохмейстера
  • 4. Прокофея Короткого
  • 5. Данило Чевкина
  • 6. Попа Битки
  • 7. Майора Ушакова
  • 8. Майора Волкова
  • 9. Лейб-гвардии писаря Андрея Иванова
  • 10. Майора Корчмина
  • 11. Доктора Арескина
  • 12. Петра Мошкова
  • 13. Поручика Прокофия Мурзина
  • 14. Князя Василия Долгорукова
  • 15. Графа Мусина-Пушкина
  • 16. Гаврилы Меншикова
  • 17. Феодосия Скляева
  • 18. Его царского величества Зимний дом

Фамилия Петра Мошкова, жившего на участке современного дома №20, осталась на картах Петербурга в виде названия Мошкова переулка . Неподалёку жил легендарный Василий Корчмин, по имени которого согласно легенде назван Васильевский остров. Большинство существующих на то время строения были возведены по типовым проектам и походили друг на друга. Особенно выделялись дома Петра I и адмирала Апраксина.

До 1724 года Зимний дворец Петра I расширялся вдоль набережной. В нём император скончался в 1725 году. Тогда же в особняке Апраксина временно были поселены молодожёны: герцог Голштинский и дочь Петра I Анна.

Петербург 1726 года запечатлён в воспоминаниях француза Обри де ла Мотре. О будущей Дворцовой набережной он писал так:

"Вы оказываетесь на набережной длиной 800 шагов и 30 шириной, на которой господствует ряд дворцов. Русские дворяне построили эти дворцы, а также очень много других больших домов и общественных зданий, украсивших Петербург" [Цит. по: 2, с. 12, 13].

Дом Апраксина в 1728 году по завещанию перешёл Петру II. Молодой император здесь так и не поселился, он переехал с правительством в Москву, где умер от холеры. Дом Апраксина всё это время пустовал, с 1731 года стал перестраиваться под резиденцию Анны Иоанновны. Начинал эти работы Доменико Трезини, продолжал по желанию императрицы Ф. Б. Растрелли. Для размещения новых помещений был выкуплен соседний участок, принадлежащий Морской академии. К 1735 году здесь был построен новый Зимний дом Анны Иоанновны, главным фасадом выходящий к Адмиралтейству.

В 1729 году художником Х. Марселиусом были созданы два рисунка, которые достаточно подробно передали характер застройки всей Дворцовой набережной. Они стали первым подобным историческим документом.

Первоначально, с 1737 года, набережная называлась Наличной линией . Она заканчивалась у границы города, которой в XVIII веке была Фонтанка. Нумерация домов тогда шла против течения реки. 20 апреля 1738 года магистраль назвали Верхней Набережной улицей (Нижней была современная Английская набережная). Вместе с этим именем существовали и другие: Верхняя Набережная линия, Набережная Верхняя Каменная линия, Верхняя Набережная реки линия, Набережная Невы реки линия, Набережная линия, Набережная улица, Невская набережная или Верхняя набережная. В 1740-1790-х годах набережную именовали ещё и Миллионной. Существовали также и другие названия: Миллионная Набережная линия, Миллионная Набережная улица, Большая Миллионная набережная. Последние два варианта употреблялись вместе с "Дворцовой набережной" вплоть до 1790-х годов.

В 1746 году возник Мошков переулок, выходящий к Неве между домами №20 и 22 по Дворцовой набережной.

Самым заметным зданием на Дворцовой набережной является Зимний дворец , построенный в 1754-1762 годах по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. После начала его строительства оказалось, что от Невы строительную площадку отделяет весьма узкая, неудобная для проезда полоска берега. В связи с этим зодчий предоставил в Канцелярию от строений план и профиль расширенной и дополнительно укреплённой деревянной набережной.

План начал реализовываться вызванным из Москвы плотничным мастером И. Эрихом, который в 1758 году предоставил два проекта укрепления берега, предусматривающие его облицовку камнем. Работы начались в декабре 1762 года, до мая следующего в грунт забивали сваи, а 7 июня бригада каменщиков начала делать фундамент под каменную стенку. Тогда же начался подвоз тёсанного камня для облицовки.

Первый камень лёг на набережную в середине июня 1763 года. Строительные работы производились под руководством каменного дела мастеров Б. Манижотти, Г. Лицени и П. Корти. Сооружение каменной набережной напротив Зимнего дворца завершилось, вероятнее всего, в 1764 году. Но из-за допущенных просчётов в проектировании весьма скоро она начала разрушаться. В сентябре 1765 года в некоторых местах заметно осел берег вследствие того, что фундаменту не дали достаточного времени для осадки. Обнаружившие эти недостатки генерал-поручик Н. Е. Муравьёв и инженер-генерал-майор И. М. Голеницев-Кутузов доложили Екатерине II, что ремонтировать набережную невозможно, нужно переделывать её заново.

Большинство краеведов считают, что Дворцовую набережную строили по проекту Юрия Матвеевича Фельтена . Такое предположение в начале XX века сделал И. Э. Грабарь, не подкрепив это документами. Поэтому авторство Фельтена легко опроверг историк В. И. Кочедамов. Он доказал, что Фельтен упоминается в связанных с каменной Дворцовой набережной документах только через шесть лет после начала её создания, когда уже была сооружена стенка набережной от Литейного двора до Адмиралтейства.

Так кто же на самом деле стал автором проекта Дворцовой набережной? Разными краеведами предлагались такие кандидатуры как Ж. Б. Валлен-Деламот , архитектор С. А. Волков. Автор книги "Санкт-Петербург XVIII века" К. В. Малиновский доказывает, что им является советник Канцелярии от строений Игнатио Росси. Он ссылается на документы, в котором Росси напрямую называется автором проекта Дворцовой набережной и соответствующей сметы. Например, протокол Канцелярии от строений 7 сентября 1762 года: "...господин коллежский советник Игнати Росси которой по способности ево проэкт тому берегов и мостов строению и смету сочинял " [Цит по: 4, с. 379]. 10 сентября он был назначен руководителем "Конторы строения по Неве реке каменного берега".

Первоначальный проект Росси предполагал создание каменной стенки набережной и металлической балюстрады. Спуски к воде представляли собой прямые лестницы с такими же металлическими ограждениями. Пристани предлагалось делать в виде расширенных в два раза спусков. Мост через Фонтанку проектировался каменным, подъёмным на цепях. Поэтому его центральная часть должна была стать деревянной.

Стоит отметить, что тогда возводилась не только Дворцовая набережная. Проект предусматривал облицовку камнем всего берега Невы от Литейного двора до Галерной верфи. 14 февраля 1763 года в берег стали забивать первые сваи. Уже в процессе этих работ их объём значительно увеличился, так как было решено забивать не один ряд свай, а 13. При этом использовались круглые сосновые брёвна длиною от восьми до десяти метров и толщиной от 20 до 30 сантиметров.

В процессе строительства в проект вносились коррективы. Уже с 1764 года спуски к воде создавались не прямыми, а овальными. Ограждения "для прочности" стали делать полностью каменными. Автор этих изменений неизвестен. Возможно, что их предложил Екатерине II Ж. Б. Валлен-Деламот, который тогда занимался переустройством помещений в Зимнем дворце. В музее города Ангулем во Франции хранится чертёж Деламота с изображением овального спуска к Неве.

В 1763-1766 годах через Зимнюю канавку вместо деревянного был построен каменный Эрмитажный мост. Для улучшения транспортной связи с Московской стороной набережную продлили за Фонтанку. При этом в 1766-1769 годах навели Прачечный мост через Фонтанку, а в 1767-1768 годах Верхне-Лебяжий мост через Лебяжью канавку. Профиль этих переправ органично введён в силуэт гранитной набережной. Мосты составляют с ней единый архитектурный ансамбль.

Уже в январе 1765 года Екатерина II проверила готовый участок набережной напротив старого Зимнего дворца. 8 февраля было принято решение о повышении минимально допустимой высоты возводимых здесь зданий. 27 апреля 1766 года Комиссия от каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы определила эту высоту равной десяти саженям.

Полностью завершено сооружение Дворцовой набережной было в ноябре 1767 года. В следующем январе "архитектурии помощник" Неелов устанавливал у спусков в Неве связанные железными цепями каменные столбы.

После завершения основной части работ по облицовке камнем левого берега Невы Игнатио Росси подал в отставку. Его сменил архитектор Юрий Матвеевич Фельтен, которому пришлось заниматься созданием знаменитой ограды Летнего сада . Берег напротив него был вынесен в русло реки на 20 метров.

Дворцовая стала первой из облицованных гранитом набережных в Петербурге. На ней оборудовано семь спусков к воде. Гранитный парапет прерывается лишь у Эрмитажного моста, где выложенный булыжником берег ограждают лишь тумбы со свисающими с них цепями.

Строительство новых зданий на Дворцовой набережной началось одновременно с её облицовкой камнем. В 1762-1769 годах к Зимнему дворцу пристроили здание Малого Эрмитажа (дом №36), а затем и Большой Эрмитаж (дом №34). В 1762-1785 годах на месте старого Почтового двора построен Мраморный дворец. При этом был засыпан Красный канал. Рядом с Мраморным дворцом был возведён служебный корпус (дом №6). В 1784-1788 годах построен дом Салтыковых (№4). Соседний дом Бецкого (№2) построен также в 1780-х годах. В 1783-1787 годах на месте старого Зимнего дворца Петра I архитектором Кваренги был возведён Эрмитажный театр , который был соединён с Большим Эрмитажем аркой.

С 6 октября 1778 года магистраль стала официально называться Дворцовой набережной. В начале XIX века её называли также Большой и Большой Дворцовой. Название "Дворцовая Набережная улица" существовало вплоть до 1822 года.

В 1799 году два здания на месте существующего сейчас дома № были объединены в одно по проекту Кваренги. Это стало подарком императора Павла I своей фаворитке Анне Петровне Лопухиной к её свадьбе с князем Гагариным.

На рубеже XVIII и XIX веков Дворцовую набережную зарисовал шведский художник Бенджамин Патерсен. Он создал ряд акварелей, на которых с Заячего и Васильевского островов виден левый берег Невы.

В 1803 году Дворцовая набережная была соединена с Петербургской стороной наплавным Троицким мостом . Первоначально он выходил к левому берегу Невы в районе Летнего сада.

Участок между домом Салтыковых и служебным корпусом Мраморного дворца изначально был предназначен для застройки. Но к концу 1810-х годов здесь так ничего и не было воздвигнуто. В 1818 году по предложению архитектора К. Росси участок стал новой площадью, которая соединила Марсово поле с Дворцовой набережной. В её центре установили памятник А. В. Суворову , площадь назвали Суворовской.

В начале 1820-х годов участок набережной у Зимнего дворца представлял из себя строительную площадку. Здесь располагались амбары, сараи, груды камня, кучи песка и штабеля досок, заготовленных для строительства здания Главного штаба . Николаем I было принято решение о благоустройстве этой территории, работа поручена архитектору Карлу Росси. По его проекту здесь был устроен широкий спуск к Неве. Росси планировал украсить его скульптурами Диоскуров (юношей, сдерживающих коней) и чугунными львами, копиями тех, что находятся у Михайловского дворца . Поместить здесь диоскуров император запретил, зодчий заменил их вазами из порфира.

В 1827 году в связи с постройкой первого наплавного Троицкого моста на набережной обновили ограду и фонари. В 1857-1862 годах построен Ново-Михайловский дворец (дом №18), в 1867-1872 годах дворец великого князя Владимира Александровича (№26).

К 1860-м годам застройка Дворцовой набережной разрослась далеко за пределы Фонтанки. В это время "зафонтанную" часть магистрали выделили в отдельную Гагаринскую набережную , которая сейчас носит имя великого русского полководца М. И. Кутузова. Тогда же была введена существующая по сей день нумерация домов.

После возведения первого постоянного моста через Неву наплавной Исаакиевский мост переместили ближе к Зимнему дворцу. Ему дали другое название - Дворцовый.

В 1903 году между Дворцовой набережной и Троицкой площадью был построен постоянный металлический Троицкий мост. В 1915 году в связи с введением в строй постоянного Дворцового моста пристань со львами переместили на Адмиралтейскую набережную. Трасса новой переправы прошла как раз через старую пристань.

Из девятнадцати домов здесь половина принадлежала царской фамилии. Благодаря этому до 1917 года Дворцовая набережная жила по собственному "расписанию". Летом находящиеся здесь дворцы пустовали. Их хозяева уезжали в загородные усадьбы, с ними покидала Петербург и многочисленная свита. В это время фасады домов приводились в порядок, перекрашивались. Ремонтировалась мостовая. Зимой дворцы оживали. Набережная наполнялась роскошными экипажами, гуляющей публикой.

6 октября 1923 года Дворцовая набережная была переименована в "набережную Девятого Января (1905 года)". Год был указан в скобках, поэтому его часто опускали. Такое имя магистрали дали из-за того, что приказ о расстреле мирной демонстрации 9-го января 1905 года отдал живший здесь великий князь Владимир Александрович .

9 сентября 1941 года во время авианалёта одна из бомб упала перед домом №14, уничтожив его фасад и фасады соседних домов №12 и 16. После войны фасады этих зданий были объединены.

В 1944 году набережной вернули прежнее название - Дворцовая.

Дворцовая набережная на Викискладе

На набережной расположены здания Государственного Эрмитажа , Русского музея и пр.

Связь с городской улично-дорожной сетью

Основные магистрали

Улицы

Водные коммуникации

Транспорт

Наземный общественный транспорт лишь пересекает набережную, не проходя по ней самой.

На набережной находятся пристани, обслуживающие водные виды транспорта:

Общественный транспорт, пересекающий набережную:

  • Остановка «Дворцовая набережная» у Дворцового моста :
  • Остановка «Суворовская площадь» у Троицкого моста :

История строительства

Формирование береговой линии

В начале XVIII века болотистый берег Невы ещё не был укреплён, застройка велась в глубине участков, таким образом набережная проходила примерно в середине квартала между нынешней Миллионной улицей и современной набережной Невы и называлась Верхней набережной . Однако уже в 1716 году она за счёт расширения земельных участков смещается к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную .

В апреле 1707 года был издан указ, строго регламентировавший отвод участков под застройку в зависимости от служебного и имущественного положения просителей. Этим же указом были установлены размеры земельных наделов. Все они узкой стороной (от 5 до 12 саженей) выходили на берег Невы и предназначались только для лиц, имеющих отношение к Адмиралтейскому ведомству .

Архитектурный ансамбль

Каменные парапеты

В 1761 годy у Екатерины II рождаются грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы. На передний план стали выдвигаться задачи градостроительного порядка, учреждается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы , главным архитектором которой стал Юрий Фельтен . В числе первых мер по преобразованию Петербурга и была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. В июле 1762 года последовал указ:

Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену . Трудоёмкие работы по сооружению гранитной набережной продолжались до 1780 года. Зыбкая почва укреплялась свайною бойкою , местами делалась подсыпка земли. Лестницы-причалы предполагалось сделать прямыми уступами, однако в окончательном варианте они приобрели овальные очертания. «По всему берегу и пристаням хотя балюстрад назначен был железными решетками, но… для прочности сделаны из морского тесаного камня панели ». Из такого же камня выложили «пешеход ». «От оного пешеходу к домам из-под старой дороги слабая земля вынута, а вместо того в настоящую глубину укреплен фундамент и особливым твердым мощением исправлен ». Вдоль всей набережной были поставлены фонари на металлических столбах. Тогда же у старого Зимнего дворца над канавкой соорудили каменный «мост со сводом и балюстрадом ». Мост через Фонтанку задуман был каменным только у берегов, а в середине деревянным, с подъёмным устройством, но ради прочности его соорудили «весь каменный со сводами », тот самый, который сохранился до наших дней.

Достопримечательности

Известные жители

  • Представители правящей династии Романовых - Летний дворец Петра I , Зимний дворец Петра I , Зимний дворец , великокняжеские дворцы.
  • И. И. Бецкой - дом 2
  • И. А. Крылов (1791-1796) - дом 2
  • Принц Пётр Ольденбургский - дом 2
  • C. Ю. Витте - дом 30
  • Тарле, Евгений Викторович (01.1933 - 1955) - дом 30, кв. 4
  • Джакомо Кваренги - дом 32
  • Иосиф Орбели - дом 32
  • К. Е. Маковский - дом 30 (дом Г. Ф. Менгдена)

Для основной части Александровской колонны (гранитного монолита весом 600 тонн), добытой в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне использовался особый причал на Дворцовой набережной. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот , названный «святой Николай» , грузоподъёмностью до 1100 тонн. Для выполнения разгрузочных работ была построена специальная пристань. Выгрузка производилась на деревянную платформу на конце мола, которая совпадала по высоте с бортом судна. Возглавлял работы по добыче и доставке подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев , который нёс ответственность за всю часть операции с начала и до момента выгрузки монолита на берег.

Напишите отзыв о статье "Дворцовая набережная"

Примечания

Литература

  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. - 3-е изд., испр. и доп. - Л. : Лениздат , 1985. - С. 106-107. - 511 с.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. - 4-е изд., перераб. - СПб. : Норинт , 1996. - С. 71-72. - 359 с. - ISBN 5-7711-0002-1 .
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лик , 1997. - С. 40. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2 .

Дворцовая набережная

И, опершись на колоннады, Встают незыблемой чредой Дворцов гранитные громады Над потемневшею Невой!.. Н. Агнивцев.

Расположение: левый берег Невы, от Троицкого до Дворцового моста

Дворцовая набережная, одна из самых живописных в Петербурге, расположена на левом берегу Невы, между Кутузовской и Адмиралтейской набережными. Она пересекает Суворовскую площадь и соединяется Дворцовым мостом с Васильевским островом, и Троицким мостом - с Петроградской стороной. В ансамбль Дворцовой набережной входят выдающиеся по своему художественному значению архитектурные сооружения: Зимний дворец, Малый и Старый Эрмитажи, Эрмитажный театр, Мраморный дворец, Дом ученых и другие здания.

Вскоре после основания Санкт-Петербурга, в 1715 году, была намечена общая схема Дворцовой набережной. В те времена она называлась Верхней, и сохранила это название вплоть до конца 18 века. В 1754-1762 годах по проекту архитектора Растрелли был возведен Зимний дворец, ставший царской резиденцией. Именно он дал название расположенным рядом с ним Дворцовой площади, Дворцовой набережной, Дворцовому проезду и Дворцовому мосту. В период расцвета советской власти, когда стало доброй традицией переименовывать улицы и проспекты, называя их в честь выдающихся деятелей и памятных дат революции, Дворцовая набережная превратилась в набережную Девятого Января. Однако уже в 1944 году исконное название было возвращено, и с тех пор остается неизменным.

В середине 18 века Дворцовая набережная была облицована гранитом, ее дополнили живописные спуски к воде, выполненные мастером Г. Насоновым по проекту архитектора И. Росси. В 19 веке у того места, где сегодня находится въезд на Дворцовый мост, располагалась пристань, украшенная бронзовыми скульптурами львов (скульптор - И. Прокофьев) и вазами из порфира. В 1873 году они были перенесены на Адмиралтейскую набережную.

На Дворцовой набережной находится бывший дворец великого князя Владимира Александровича, выполненный архитектором А. Резановым в стиле флорентийского палаццо. Сегодня в нем размещается Дом ученых (Дворцовая набережная, 26). Дом № 20 принадлежал И. Мошкову, гоф-интенданту Петра I. Под поздней штукатуркой сохранены старые стены здания. Дом № 18 был построен в середине 19 века архитектором Штакеншнейдером для великого князя Михаила. В застройке Дворцовой набережной нет стилистического единства, но ее облик производит впечатление гармонии, сбалансированности и архитектурной целостности.

Историческая справка

1715 г. - создание набережной. 1754-1762 гг. - возведение здания Зимнего дворца, давшего название набережной. 1763-1767 гг. - набережная облицована гранитом, сооружены спуски к воде. 1763-1766 гг. - сооружение Эрмитажного моста через Зимнюю канавку. 1767-1768 гг. - сооружение Верхне-Лебяжего моста через Лебяжий канал. Легенды и мифы

На Дворцовой набережной расположено несколько дворцов, включая официальную царскую резиденцию, поэтому неудивительно, что с этим местом Петербурга связано множество легенд о самих дворцах и их владельцах. Например, среди работников Эрмитажа ходит легенда о последнем хозяине Зимнего дворца - императоре Николае II. Рассказывают, что по вечерам в галереях Эрмитажа появляется призрак царя-мученика, который печально оглядывает свои бывшие владения.

Мост построили в 1856 году: купечеству была необходима прямая связь с Биржей и Торговым портом. При изготовлении конструкции использовали наплавной Исаакиевский мост. Затем его модернизировали и назвали Дворцовым. Постоянный мост появился в 1916 году, хотя задумывался ранее. Постройке мешали самые разные события: сначала - наводнение, затем - Первая мировая война. В 1917 году мост переименовали в Республиканский, но в 1944 году вернули его первоначальное название. Чугунные решетки установили лишь в 1939 году. В 2013 году этот архитектурный памятник был реконструирован.

Дворцовый мост

Своим названием сад обязан тому, что ранее именно здесь разводили дворцовый караул. Сад был разбит в 1896 году и отделял царскую резиденцию - Зимний дворец - от проезжей части. Планировкой занимался архитектор Николай Крамской, по проекту которого сад приподняли над улицей примерно на метр. В нем появился фонтан и саженцы деревьев. Ограду сада выполнили в стиле растреллиевского барокко: узор из листьев дополнили эмблемой императорской семьи и государственным гербом. В 1920 году ограду демонтировали и установили в . В 2008 году был восстановлен первоначальный облик фонтана. Сейчас сад – отличное место для отдыха в центре. Летом здесь можно спрятаться от солнца, а зимой - полюбоваться разноцветными гирляндами, украшающими ветви деревьев.

Зимний дворец 0+

Главная резиденция русских императоров меняла свой облик пять раз. Началось строительство при Петре I, а закончилось – при Петре III. Современный барочный облик зданию придал Бартоломео Растрелли.

В этом месте произошло множество решающих для страны событий: здесь революционер Степан Халтурин пытался убить императора Александра II, тут расстреляли демонстрацию рабочих в 1905 году, чуть позже во дворце заседало Временное правительство, смещенное большевиками. В течение 20 лет в Зимнем дворце функционировал музей Революции, закрывшийся в 1941 году. Сейчас дворец - главное здание Эрмитажа, хранящее множество культурно-исторических ценностей и предметов искусства.

пл. Дворцовая, д. 2

Музей был построен Юрием Фельтеном и Жаном-Батистом-Мишелем Валлен-Деламотом в 1775 году. Миниатюрная галерея таит в себе множество известных экспонатов: это и Часы с павлином, и Павильонный зал, и Висячий сад. Первоначально здесь выставлялись уникальные произведения искусства, приобретённые Екатериной II. Посмотреть их могли лишь избранные - недаром слово «эрмитаж» переводится как «место уединения». Лишь с 1852 года Эрмитаж стал доступен для публики.

Дворцовая наб., д. 36

Музей сооружен в 1787 году архитектором Юрием Фельтеном. Построенное в стиле классицизма здание поражает своим интерьером: комнаты расписаны позолотой, украшены цветными камнями и искусной лепниной. Сейчас здесь располагаются административные помещения и экспонируются произведения итальянской живописи XIII-XVIII веков. Через пять лет после возведения здания к Большому Эрмитажу были пристроены лоджии Рафаэля, в которых находятся копии фресок художника.

Среди знаменитых объектов внутри - Театральная и Советская лестницы. Первая соединяет между собой этажи Большого Эрмитажа и позволяет пройти в Эрмитажный театр и Лоджии Рафаэля. Вторая лестница появилась из-за необходимости собственного входа в помещение, где заседал Комитет министров и Государственный совет. Архитектор Андрей Штакеншнейдер отделал лестницу мрамором, а вестибюль украсил красными порфировыми колоннами.

Новый Эрмитаж, построенный по проекту Лео фон Кленце в 1851 году, находится за зданием Большого Эрмитажа. Известный своим портиком с десятью атлантами, музей был создан специально для публичных посещений. Первоначально в нем располагались залы русской и западноевропейской скульптуры, теперь здесь функционирует Рыцарский зал с богатой коллекцией доспехов и оружия. Также любопытным экспонатом является Большая Колыванская ваза из зеленой яшмы весом 19 тонн.

Дворцовая наб., д. 34

Зимняя канавка

Канавку прорыли в 1719 году и назвали Старым Дворцовым каналом. Она соединяет Неву и Мойку и простирается на 228 метров. Несмотря на то, что канал такой короткий, через него переброшены несколько мостов. Эрмитажный мост стал родоначальником каменного строительства в городе: до него все мосты конструировались исключительно из дерева. Он был построен в 18 веке, как и 1-й Зимний мост. 2-й Зимний мост был возведен в середине 20 века, но сделан в стиле двух предыдущих. Здания Большого Эрмитажа и Эрмитажного театра соединяются арочной конструкцией, поддерживающей переход-галерею. Со стороны набережной это выглядит очень красиво: канавка протекает под аркой, исчезая в перспективе.

набережная Зимней канавки

Эрмитажный театр

Первоначально здесь находился . В 1787 году на его месте Джакомо Кваренги построил роскошный театр в античном стиле. Эрмитажный театр предназначался для императорской семьи и высшей знати: помимо опер и спектаклей здесь устраивались балы, маскарады, разыгрывались любительские постановки. Камерный зал расположен амфитеатром и рассчитан на 250 человек. Внутреннее пространство театра обрамляют мраморные колонны, статуи Аполлона и муз искусства, портреты великих музыкантов и поэтов. С 1990 года на сцене театра дают выступления труппы «Русского балета», Санкт-Петербургского театра балета им. Чайковского, камерного Театра «Санктъ-Петербургъ Опера» и Театра балета Л. Якобсона.

Дворцовая наб., д. 34

Ранее на месте дворца стоял особняк Ивана Мусина-Пушкина, потом - Дмитрия Волконского, в котором чуть позже размещалось французское посольство. В 1872 архитектор Александр Резанов воздвиг дворец, предназначавшийся третьему сыну Александра II, Владимиру. Здание построено во флорентийском стиле, украшено большими венецианскими окнами и родовыми гербами. Его называли «Малым императорским дворцом» потому, что отделка интерьеров поражала воображение: в декоре залов гармонично переплетались разные архитектурные стили. Великий князь был президентом Академии Художеств и коллекционировал живопись.

В первой трети 20 века во дворце был открыт Дом ученых, где проходили заседания, круглые столы, открытые лекции, диспуты. Сейчас здесь функционирует несколько десятков научных секций, занимающихся вопросами техники и науки. Также в этом месте снимают исторические фильмы, устраивают выставки и презентации.

Дворцовая наб., д. 26

Дворец был возведен для семьи великого князя Михаила, сына Николая I. Архитектор Андрей Штакеншнейдер создал здание в стиле эклектики, совмещая веяния различных архитектурных направлений. При постройке применялись металлические конструкции, что было новшеством того времени. В 1911 году здесь открылся музей, экспозиция которого рассказывает о жизни и деятельности князя Михаила, долгое время бывшего наместником на Кавказе. На данный момент во дворце располагается Институт истории материальной культуры и большая библиотека, хранящая множество восточных рукописей.

Дворцовая наб., д. 18

Мраморный дворец (Русский музей) 0+

Это первый дворец Петербурга, облицовка которого выполнена из натурального камня. В работе над внешней отделкой и внутренним убранством здания Антонио Ринальди применил более 30 сортов мрамора. Многие из них представлены в Мраморном зале. Кованая решетка и мраморные вазы украшают парадный вход во дворец. Ранее на месте дворца находился Почтовый двор, а затем зверинец, где проживал слон.

Дворец предназначался графу Орлову, но он в нем так и не поселился - граф скончался за два года до окончания строительных работ. Екатерине II пришлось выкупить дворец у его наследников. Какое-то время здесь квартировался фаворит императрицы Станислав Понятовский, а потом здание перешло во владения князей Романовых. Здесь проживал внук Екатерины II, великий князь Константин Павлович, затем сын Николая I, Константин, и наследники его рода.

В течение 17 лет здесь функционировала Российская Академия истории материальной культуры, затем работал Центральный музей имени Ленина. В 1996 году дворец становится филиалом Русского музея. В экспозиции представлены работы зарубежных художников XVIII - начала XIX века. Время от времени здесь проходят выставки работ современных мастеров.

У стен Мраморного дворца долго стоял бронеавтомобиль «Враг капитала». Машину установили в память о Ленине, выступившем на броневике подобной модели в 1917 году. Сейчас здесь находится авторства Паоло Трубецкого, работавшего над ним в начале 20 века. Ранее он стоял на Знаменской площади, неподалеку от современного Московского вокзала. Памятник был создан как дань памяти основателю Сибирского пути. Скульптура запечатлела не знакомый по парадным картинам облик императора, а истинное портретное сходство. В 1919 году на памятнике появилось ироническое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало». Также он был задействован в празднике, посвященном десятилетию Октябрьской Революции. Памятник поместили в клетку, украсили серпом, молотом и эмблемой «СССР». С 1937 года монумент покоился в Русском музее и был возвращен городу лишь в начале 90-х годов.

ул. Миллионная, д. 5/1

Троицкий мост

Изначально был наплывным мостом, названным Троицким в честь находящейся неподалеку площади. Постоянный разводной мост был сооружен в начале 20 века в честь двадцатипятилетия со дня бракосочетания Александра III и Марии Федоровны. Решетки и фонари оформлены в стиле модерн архитекторами Рене Патульяром и Винсентом Шабролем, гранитные колонны с бронзовыми рострами и орлами на вершинах - Амандусом Адамсоном. Троицкий мост пережил две реконструкции. По легенде, именно над этим архитектурным памятником Валерий Чкалов пролетел во время своего знаменитого беспосадочного полета по маршруту Москва - Северный полюс.

Троицкий мост

Территория принадлежала графу Александру Воронцову, который отрекся от собственных прав. По решению соседа, генерал-фельдмаршала Николая Салтыкова, здесь был разбит сад. В 1818 году государство выкупило участок, и на этом месте была создана площадь, над планом которой работал Карл Росси.

В центре площади установили бронзовый памятник полководцу Александру Суворову, над которым работал Михаил Козловский. Первоначально он стоял на Марсовом поле. Суворов изображен в аллегорическом образе бога войны Марса. Это был первый в стране памятник некоронованной особе, воздвигнутый по указу Павла I в честь победоносного похода полководца в Италию.

Был возведен в 1788 году Джакомо Кваренги в стиле классицизма и принадлежал купцу Гротену. Дом сменил еще нескольких хозяев и по повелению Екатерины II был куплен государством и презентован Николаю Салтыкову в качестве благодарности за воспитание Константина Павловича, любимого внука императрицы. Частым гостем дома был Александр Суворов, именно здесь фельдмаршалом армии назначили Михаила Кутузова. До Октябрьской революции дом арендовали различные зарубежные посольства. Несмотря на то, что здание несколько раз перестраивалось, в Белом зале и вестибюле уцелели прекрасные интерьеры. Сейчас здесь располагается Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Дворцовая наб., д. 4

Первоначально здесь произрастала еловая роща. Чуть позже Доменико Трезини выстроил павильон для Петра I, где царь проводил часы отдыха. В 1750 году Бартоломео Растрелли воздвиг на освобожденном пространстве Оперный дом, где давали выступления европейские труппы. Долгое время здание арендовал итальянский театр. Через 22 года Оперный дом был снесен, и началось строительство особняка личного секретаря Екатерины II, Ивана Бецкого. Среди гостей чиновника были Дени Дидро и Иван Крылов. Именно здесь баснописец занялся издательской деятельностью и выпускал журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий».

В 1830 году особняк был выкуплен государственной казной и презентован принцу Ольденбургскому. Архитектор Василий Стасов заново отделал здание. Сын принца Ольденбургского продал особняк Временному правительству за 1,5 миллиона рублей. После Октябрьской революции внутренние покои были разбиты на коммунальные квартиры, затем в бывшем дворце появился музей и кружок имени Салтыкова-Щедрина. Во второй половине 20 века особняк соединили с домом Салтыкова, поэтому здесь также располагается крыло Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Одно из старейших зданий города было построено в 1714 году. Доминико Трезини создал барочный дворец, очень простой и скромный внутри. Снаружи здание декорировано барельефами, изображающими события Северной войны. Во дворце 14 комнат и 2 кухни. Дворец строился для отдыха Петра I летом. После смерти царя здесь проживали сановники, а при Александре I дворец стал общедоступным. В 1934 году в нем открыли музей. В середине 20 века была произведена большая реставрация. Сейчас здание является филиалом Русского музея.

Был задуман как регулярный парк и личная резиденция царя. В 1704 году начались официальные ландшафтные работы. В течение 15 лет сад приобретал желаемый облик. В него начинали пускать посетителей, делали это выборочно и по воскресеньям. Композицией Летнего сада занимался Жан Батист Леблон, а Бартоломео Растрелли создал деревянный дворец для Анны Иоановны, каскад «Амфитеатр» и фонтан «Коронный». Сад заполнили венецианские скульптуры, став, наряду с фонтанами, его главным украшением. Позже наводнение разрушило фонтаны и павильон «Грот», которые было решено не восстанавливать. Ограда появилась в 1784 году, а в 1855 году здесь был установлен памятник Крылову. Постепенно сад приобрел черты пейзажного английского парка и полностью открыл двери для публики. В 2012 году закончилась реконструкция Летнего сада, планировке которого придали первоначальный вид.

наб. Кутузова, д. 2

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵