Онежское озеро бесов нос. Бесов нос: координаты и фото, что посмотреть и где находится Бесов нос. Онежские петроглифы. Бес и инопланетяне

Публикации раздела Традиции

Карельские петроглифы

К арельские петроглифы – одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. И самые таинственные.

Карельские петроглифы. Наскальные рисунки почтенного возраста - им не менее 5-6 тысяч лет.

Игорь Георгиевский.
Фотограф, журналист, исследователь.

Петроглифами (по-древнегречески πέτρος - камень, γλυφή - резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.

В Карелии наскальные святилища всегда - в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, небесных светил и неопознанных (возможно, летающих) объектов.

Беломорские петроглифы. Бес и крепкие хозяйственники

Беломорские петроглифы - на островах. Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин. В древности рисунки находились у самой воды, в основном изображения небольшие: от 20 до 50 сантиметров, но есть и лоси-гиганты - до трёх с половиной метров в длину.

Вообще беломорские петроглифы реалистичны. Лодки, с экипажами и пустые. Подробные сцены охоты на лосей, птиц, тюленей. Батальные композиции. В них всегда участвует человек: идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке. Сражается, охотится, пляшет.

Беломорские петроглифы. Разметка для будущей фотографии.

Но есть здесь и свои бесы. На острове Шойрукша на пологой скале выбиты восемь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни. Ведут они к изображению Беса, самой крупной фигуре. Бес высотой около метра, изображен в профиль. С огромной рукой, ногой, мужским достоинством.

Много лет жители соседней деревни считали Бесовы Следки священной скалой. Когда началась Великая Отечественная, верили, что враг сюда не дойдет: Бес охранит.

Онежские петроглифы. Бес и инопланетяне

Карелия. Мыс Бесов Нос. Онежские петроглифы. Знаменитый Бес.

Восточный берег Онежского озера. Бесов нос, мысы Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий. Здесь больше тысячи петроглифов, размеры фигур от нескольких сантиметров до четырёх метров. И лебеди - огромные, с такими непропорционально длинными шеями, что, может, и не лебеди это вовсе - динозавры!

Карелия. Онежские петроглифы. Изображения лебедей.

Много космических, «солярных» и «лунарных» знаков: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами. Есть версия, что это - капканы. Но современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того - телевизор.

Самый известный из онежских петроглифов - Бес (некоторые специалисты полагают, что Бесиха). Больше беломорского чёрта: два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.

В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Капитаны этому давно не удивляются, ориентируются на маяк. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Говорят, всё дело в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих глубоко под землей. Но Бесу виднее.

Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу.

Природный музей без охраны

Старая Залавруга. Волонтеры за работой.

В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–3. Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.

В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной.

Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки - чтобы не топтали петроглифы при осмотре.

Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»...

Краеведческий музей

Петрозаводск. Карельский краеведческий музей. Стена с петроглифами и осколки скал.

К обломку скалы, перепавшему карельским музейщикам от эрмитажных щедрот, три года назад археологи присоединили ещё две плиты с рисунками.

На этот раз никакого варварства: камни откололись от скалы сами, много лет назад (то ли из-за перепада температур, то ли ледоход помог). С максимальными предосторожностями находки весом в 460 и 280 килограммов подняли и перевезли в Карельский государственный краеведческий музей.

Карелия. Онежские петроглифы. Щука.

Теперь артефакты можно увидеть (и потрогать руками) в зале петроглифов. Дети счастливы: для них здесь организована интерактивная программа «В гостях у древнего племени». Костёр в музее разжечь, конечно, не дадут. Но почувствовать себя древним человеком можно: добыть огонь трением, обработать скребком шкуру, примерить маску шамана. Как мальчик Льок из книжки археолога Линевского «Листы каменной книги» (читать каждому юному краеведу!).

А ещё здесь, в музее, есть целая стена с петроглифами. Каменная. Хочется просунуть руку в трещинку, провести пальцем по контуру заонежского Беса.

И только если подойти совсем близко, видно, что это - фотография. Точнее, панно (19,5 на 2,55 метра). И если имя художника, выбившего на скалах первые петроглифы, навсегда останется для нас тайной, то имя художника, «выбившего» фотографию на музейной скале, известно: Игорь Георгиевский.

Фотоаппарат как машина времени

Карелия. Онежские петроглифы. Смысл многих изображений остается загадкой для ученых.

В археологических экспедициях на Белом море и Онежском озере фотограф Георгиевский работал одиннадцать сезонов. Фиксировал на плёнку сцены охоты на белуху, хоровод «космических пришельцев», древнюю карельскую «Камасутру» (есть среди северных петроглифов и непринуждённая групповая эротика).

«Поймать» удачный момент для съёмки непросто: многие скалы потрёпаны временем и водой. Края петроглифов стёрлись, при свете дня рисунки почти не видны. Много лет для выявления изображений использовали прожектора, солнечные зайчики крупных зеркал, многочасовые наблюдения в скользящих лучах солнца. Надёжную картину на бумаге давали протирки графитом - так дети монетку карандашом копируют.

Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.

Пять лет назад археолог Кнут Хельскуг привёз карельским учёным кусок черной плёнки: похожа на нашу, из магазина «Сад-огород». Но только абсолютно непрозрачная. Накрывшись этой пленкой и приоткрывая один край, можно было запустить луч света вдоль поверхности камня. Чётко обрисовывался микрорельеф и фактура скалы.

Новый подход - и сенсация. На Старой Залавруге в Беломорском районе археологи обнаруживают более двухсот «новых» изображений!

Фотографу задача: зримо отобразить находку. Но вопрос перестал быть только «фотографическим», требовалось инженерное решение - петроглифы располагались группой на большой поверхности.

Раскраски и паззлы

Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.

Как снять одним кадром многометровое горизонтальное скальное полотно с петроглифами? Встать на ходули, влезть на стремянку? Съёмка с вертолёта невозможна: вокруг скалы, высоковольтные линии двух гидроэлектростанций. К тому же вертолёт - это пыль у самой поверхности земли и вибрации.

Надо делать составную фотографию. Разметить скалы, снять отдельно сотни фрагментов и после сводить в компьютере по угловым точкам-маркерам.

Была и ещё одна сложность: равномерность освещения общего снимка. Центральная часть полотна Старой Залавруги - это сложный макрорельеф и физический размер 12 на 16 метров. Часть рисунков видна только в косых лучах утреннего освещения. Другая появляется вечером. А днём неглубоко выбитые, особенно крупные по площади петроглифы вообще не видны.

Карелия. Онежские петроглифы.

Решили прокрасить петроглифы акварельными красками, а фотосъёмку произвести в максимально короткие сроки.

Дневник, Залавруга:
4–9 июня 2006 года: выявление под чёрной плёнкой петроглифов с обводкой контуров мелом, тонирование выбивок акварелью в два цвета
10 июня: дождь смывает акварель
11 июня: повторные тонировки с проверкой
12–13 июня: разметка скалы на фрагменты 40x60 см с закреплением угловых точек кусочками малярной клейкой ленты
14 июня: фотографирование 523 фрагментов в течение 3-х часов. Погода безоблачная, солнечная. Компенсационные корректировки экспозиции и цветового баланса по ходу съемки намеренно не производились
15 июня - ветер, дождь. Финал полевых работ

После экспедиции - многочасовое сидение за компьютером. Тогда, в 2006-м, Игорю Георгиевскому впервые удалось уложить в один кадр реальную скальную поверхность площадью 11 на 15 метров. И лодки, и лосей, и охотников.

Загадки петроглифов

Карелия. Онежские петроглифы. Солярные и лунарные изображения.

Учёные продолжают находить новые рисунки, регистрируют их, музеефицируют некоторые находки. Но объяснить многие изображения не могут.

Лебедь, лось и кит-белуха - понятно. Человек. На карельских скалах, как правило, выгравирован в профиль, с одной рукой и одной ногой. С луком или капканом. На лодке. Эти охотники похожи на нынешних людей.

Но кто это двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Археологи ласково зовут его Чебурашкой, списывая творческий порыв художника на действие мухоморов.

Ещё меньше ясности с космическими знаками, ориентированными строго на запад или восток. Исследователи условно относят их к солярно-лунарному типу. Не исключено, что в Заонежье могла существовать первая в истории человечества обсерватория.

Но если знаки - это Луна и Солнце, то зачем они установлены на две или три «ножки»? Может, древние люди видели летающие объекты?

Жители Карелии, живущие неподалёку от этих мест, нисколько подобным изображениям не удивляются. Они, по их собственным словам, чуть не каждую ночь наблюдают в небе похожие «явления».

Уважаемые читатели, согласно моему сонному видению, мне было показано на эту тему следующее.

Уважаемые читатели, я уверен, что многие из вас слышали шуточную песенку о «Проклятом острове», из фильма Леонида Гайдая – «Бриллиантовая рука. В ней есть такие слова:

«Крокодил не ловится, не растёт кокос,

Плачут Богу молятся не жалея слёз,
Крокодил не ловится, не растёт кокос»!

Точно так же жили и местные жители на восточном берегу Онежского озера, в районе мыса Бесов Нос, что находится в 1,5 км северней, от впадения в Онежское озеро речки Чёрная.
Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется изображение, называемое «бесом», длиной около двух метров тридцати сантиметров, и которому около 5 тысяч лет.
Изображение «беса», а так же иных петроглифов выполнено на камнях, путём насечек и скола поверхности камней.
Название же изображению «бес», было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI в. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам.
Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Карелии.
Примерно в 1 км., на север от Бесова Носа, находится мыс Пери-Нос. На таком же расстоянии, но южнее – мыс Кладовец. Сам мыс Бесов Нос и прилегающие к нему мысы – являются привычным местом посещения местных рыбаков и охотников, а так же различных археологических экспедиций и туристов.
Мыс Бесов Нос на протяжении десятилетий является целью постоянных археологических экспедиций, части подразделений Карельского филиала Академии Наук России, а также ученых-археологов из стран Скандинавии и других стран Европы. Мыс Бесов Нос одновременно является важной геодезической точкой в ориентировании водных туристов и яхтсменов, в том числе участников Онежской регаты.
В настоящее время, территория мыса Бесов Нос является природным и историческим заповедником.
Мыс Бесов Нос в последние годы также начали посещать и автотуристы.
Уважаемые читатели, в данном очерке, я так же приглашаю вас посетить мыс Бесов Нос и окунуться совместно со мной, в те далёкие исторические события прошлых дней, происходившие с местными жителями около 5 тысяч лет назад! Итак….

В те далёкие предалёкие времена, когда местные жители мыса Бесов Нос были ещё дикарями, однажды зимой прилетели сюда два инопланетянина на шаровидном летающем аппарате.
Именно этот шаровидный летающий аппарат изображён на отдельных петроглифах, с двумя ножками, за которыми скрыта другая пара ножек.
Забегая вперёд скажу, что главный инопланетянин запрещал местному камнерезчику изображать на петроглифах их шаролёт, а потому он частенько осматривал новые петроглифы и портил их – соединяя линией между собой, эти две ножки. Именно эти «исправленные» ножки НЛО, мы можем видеть на испорченных инопланетянином петроглифах, которые стали похожи на некие грибочки с круглыми шляпками!
Инопланетянин рассчитывал, что люди в будущем времени не смогут догадаться, что же изобразил художник-камнерезчик, когда рисовал эти петроглифы. Уважаемые читатели, мы с вами всё же сумели разгадать тайну испорченных петроглифов!
Инопланетянин портил у художника-камнерезчика и другие петроглифы, которые прямо указывали на присутствие в этом месте инопланетян. На сегодняшний день мы видим, что часть петроглифов на «космическую тему» всё же остались целыми, а это означает, что инопланетянин не успел их испортить.
Данные петроглифы служили древним людям, если к ним применить современную терминологию: альбомом с рисунками для передачи зрительной информации своим наследникам! Ещё, условно этот альбом можно сравнить с учебником, по которому училась молодёжь данного племени.
Например, какой-либо юноша, ложась спать, задавал вопрос отцу или деду, и тот рассказывал ему легенду их племени. На утро же, отец или дед вели юношу к петроглифам, и уже глядя на них, поясняли рассказанную вечером юноше: легенду, быль, предание….

Однако вернёмся к тому моменту приземления инопланетян на вершине холма, когда они увидели из шаролёта бегущего по кустам лося и охотящихся на него 2 охотников, которые были из разных племён.
Так как этот лось пробегал в близи шаролёта инопланетян, то инопланетяне решили всю охоту застопорить! Инопланетяне поочерёдно облучили каждого из них некой «Стоп-энергией» так, что все они замерли, как статуи и не могли пошевелиться!
Инопланетяне вышли из шаролёта и подходили к каждому в отдельности: к первому охотнику, потом ко второму, затем и к самому лосю. Инопланетяне тщательно осмотрели охотников и изъяли у них лук и стрелы. Затем подошли к лосю и вынули из его бока две стрелы, которые лишь, незначительно, пробили его шкуру, а потому лось оставался вполне здоровым.
После обхода всех участников охоты, инопланетяне сняли «Стоп-энергию» с первого охотника и вступили с ним в диалог.
Охотник поведал инопланетянам свою историю об охоте на лося, своём оружии и стал утверждать, что это он убил лося, а потому убитый лось принадлежит ему!
Инопланетяне снова обездвижили первого охотника и сняли «Стоп-энергию» со второго охотника, который так же рассказал инопланетянам свою историю охоты, о своём луке со стрелами и маркировку стрел. Затем охотник стал утверждать, что это он убил лося и убитый им лось по-праву принадлежит ему!
Так как стрела, выпущенная первым охотником, вонзилась в бок лося глубже, чем стрела второго охотника, а сам лось бежал в сторону племени первого охотника, то сами же инопланетяне и рассудили, что лось должен принадлежать первому охотнику.
Второй охотник был возмущён, но ничего поделать не мог, т.к. два чудака из шаролёта пригрозили ему смертью, если тот не уйдёт в своё племя. Инопланетяне пригрозили охотнику, что они просто обездвижат его, и он сам собой замёрзнет в лесу!
Второй охотник действительно дрожал от холода, а потому, огрызаясь и угрожая своей расправой первому охотнику, побрёл в сторону своего племени.
Уважаемые читатели, действительно, охотники и рыболовы из разных племён, очень часто ссорились из-за добычи! В итоге, у них время от времени возникали между племенами побоища! Вот и сейчас: второй охотник обещал вернуться через несколько дней, с группой соплеменников, которые поквитаются с ними за этого лося!
Причина же неудач в охоте крылась в том, что, чтобы убить лося, охотнику надо было бегать за ним по лесу, пока не устанет лось, чтобы подойти к нему на расстояние выстрела из лука.
Вторая причина крылась в том, что лук со стрелами были у них примитивны, стрелы, выпущенные из такого лука, летали не далеко и имели слабую пробивную силу. Вдобавок, на стрелах, не было каких-либо наконечников.
Третья причина была в том, что частенько каждый охотник охотился в одиночку и только для своей семьи!
Если добыча была мелкая, то она вся доставалась охотнику или рыболову.
Если же добыча была крупной, то ею делились со своими родственниками.
Если добыча была особенно крупной (лось, медведь, олень, крупная рыба), то ею делились с другими семьями, особенно с теми семьями, которые бедствовали или не имели в своей семье мужчин.
Те же самые горячие споры о рыбе происходили с рыбаками на Онежском озере. Всё та же техническая отсталость: всего две лодки на одно племя, которые каждый новый день передавались от семьи – к семье. Из рыболовных снастей были: удочка, палка, камень, острога. Итак….

Когда же второй охотник ушёл к себе в племя для агитации мужчин, старший по должности инопланетянин, сказал первому охотнику, что сейчас он оживит лося!
Охотник тут же засуетился и стал умолять инопланетянина, чтобы тот несколько обождал, т.к. ему надо было найти стрелу и лук, чтобы с помощью их убить лося!
Инопланетянин зашёл внутрь шаролёта и нажал на нужную кнопку – окаменевший лось ожил и отбежал от них метров на 50 и остановился, раздумывая: Что же такое это было с ним?
Охотник стал горячиться потерей лося, но инопланетянин спокойно ответил охотнику, что убьёт лося с этого расстояния!
Охотник не поверил инопланетянину и продолжал ругать инопланетянина за то, что тот рано отпустил на волю лося.
Инопланетянин попросил охотника зайти в шаролёт и когда тот зашёл внутрь кабины шаролёта, показательно нажал своим тонким пальчиком на кнопку – лось тут же, как подкошенный, замертво упал на снег, отчего охотник пришёл в восторженное состояние духа!
Радостный охотник спросил инопланетянина, что как тот убил этого лося, т.к. на теле лося не было никаких смертельных ранений.
Инопланетянин просто рассказал охотнику о «чудо-кнопке», с помощью, которой, он может убить каждое живое существо на Земле! Инопланетянин позволил охотнику с помощью «чудо-кнопки», убить ещё и пару птиц.
Охотнику чудо-кнопка очень понравилась, и инопланетянин едва уговорил охотника выйти из шаролёта.
Подобрав пару птиц, охотник повёл инопланетянина в своё племя.

В виду технической и умственной отсталости, люди-дикари голодали и готовы были пойти за каждым, кто их накормит!
Как говорится в одной русской присказке: «Заходи – гостем будешь! Бутылку водки принесёшь – хозяин будешь»!
Так же получилось и здесь, когда люди племени узнали, что их гость пришёл не с пустыми руками, а добыл им лося, то они сразу полюбили его и сделали его почётным гостем племени!
Несколько человек из племени притащили лося, разделали и пожарили на костре. Это был настоящий праздник для всего их племени!

Сидя у костра, инопланетянин поведал дикарям о том, что он послан к ним Богом и теперь жизнь в племени, качественно улучшиться!
Люди-дикари указали на деревянного идола, которому они покланялись и сказали инопланетянину, что он является у них Богом!
Инопланетянин не растерялся и тут же ответил дикарям, что он послан Верховным Богом, который живёт на небе, к их идолу в помощь, который уже устал помогать людям из их племени! Инопланетянин привёл живой пример людям-дикарям, что они сейчас голодают по вине идола, который устал и попросил Бога небесного, чтобы тот прислал ему замену!
Уважаемые читатели, мы с вами знаем, что инопланетянин попросту врал «ладно и складно» дикарям с Онежского озера, а потому объевшиеся мясом лося люди-дикари стали оказывать инопланетянину всякие почести и просить у того прощение за то, что сразу не признали посланника с небес!
Дикари, выпив своей бормотухи, полезли к инопланетянину целоваться, другие же стали приносить ему из своих жилищ – залежалые обереги и редкие кости от животных и рыб, которые были съедены, когда-то ими или даже их древними предками!
В итоге, «мясной пир» закончился, и инопланетянин ушёл с подарками и сувенирами спать к себе в шаролёт, а люди-дикари в свои жилища, которые располагались прямо под кустами, под открытым небом!

Как в бане пристаёт к ягодицам лист берёзового веника, так же пристал к инопланетянину вождь племени, который требовал от него доказательств того, что тот – посланник Бога!
Хитрый инопланетянин решил обмануть назойливого вождя племени тем, что попросил того построить некий высокий сруб из бревен, наверху которого будет находиться их деревянный идол! Далее инопланетянин пояснил вождю, что когда на них нападут люди из другого племени, то они не смогут похитить их идола, т.к. тот будет находиться на верху сруба. Того смельчака, который всё же полезет на вершину сруба, за идолом, можно будет легко убить, ещё внизу!
Такая затея инопланетянина понравилась вождю племени, и он отдал распоряжение построить башенку-сруб для идола.
Сруб был не сплошной, как это обычно бывает у настоящего колодезного сруба, а с пропуском одного бревна. Условно такой сруб можно сравнить, как если бы мы складывали такой сруб из спичек.
Наконец эта деревянная башенка-сруб была построена, и на верху был помещён деревянный идол этого племени.
Каждый вечер люди племени собирались у идола и решали свои проблемы: молились, жаловались, просили подать им знак, просили об удачной охоте и рыбалке, приносили жертву.
Инопланетянин вечерами стал залазить на эту башенку-сруб и стоя рядом с идолом, громко озвучивал своим голосом то, что сказал идол, отвечая людям из племени на те или иные просьбы или их проблемы. Никто другой, кроме этого посланника с неба, залазить на башню не имел права.
Таким образом, инопланетянин захватил власть в племени и стал управлять людьми из племени на своё усмотрение!
Однако вождь стал подозревать инопланетянина в том, что тот говорит от себя, а не от их идола!
Тогда инопланетянин уговорил своего соотечественника по планете в том, чтобы тот заранее залез на башню с идолом и, спрятавшись, отвечал на чаяния людей из племени!
Младший, по-званию, инопланетянин вначале отказывался, но потом вынужден был согласиться, чтобы выручить своего инопланетного командира.
В итоге, вечером возле идола собрались на моление люди из племени, и каждый из них стал что-нибудь спрашивать у идола, а тот стал отвечать им, давая те или иные советы или ответы.
В этот «показательный вечер» внизу башни, рядом с вождём племени, стоял инопланетянин и каждый раз убеждал вождя в том, что это говорит сам идол, а не он!
Вождь лично убедился в том, что ответы даёт идол, а не их новый друг, т.к. тот стоял рядом с вождём!
После этого «фокуса» инопланетянина, люди-дикари стали больше доверять посланнику Небесного Бога и оказывать ему всякие почести, положенные его рангу!
Надо сказать, что инопланетянин-командир успешно правил дикарями, к тому же это он подкреплял не только словами, но и делами. Когда люди-дикари успешно помолятся идолу, считай ему, то он вознаграждал людей удачной охотой или рыбалкой.

Всё бы было хорошо, но люди из соседнего племени решили напасть на это удачливое племя и поквитаться с ними за лося!
Перебежчик сообщил вождю удачливого племени о том, что завтра утром на них нападут люди соседнего племени, которые пригласили к себе в войско мужчин из других племён.
Вождь удачливого племени запаниковал, т.к. воинов у него было меньше, чем у их соседей. Однако на помощь ему пришёл посланник небес, который распорядился делать окопы в щелях между камнями и запасать в них камни, деревянные дротики и палки, луки и стрелы. Сам инопланетянин заночевал в каменном блиндаже, внешне похожим на современную смотровую яму.
Именно каменный блиндаж и был показан в видеоролике, который сняла научная экспедиция. Итак….
Когда воины соседнего племени приблизились к каменным окопам, их успешно атаковали воины удачливого племени под командованием инопланетянина!
Так как воины посланника небес были в каменных щелях, то они страдали от камней, палок и стрел меньше, чем агрессоры. Вдобавок на агрессоров, впервые в их жизни, были брошены некие «огненные шары», состоящие из сухих веток кустарника и сухой травы, которые привели в бегство воинов агрессивного племени.
Бой был жестоким и плотным, но воины посланника небес всё же одолели воинов агрессивного племени и те удрали к себе сказав, что вернутся через пару месяцев вновь.
Воины из агрессивного племени пробирались в каменный блиндаж к двум инопланетянам, но те лихо отбивались от них и их невозможно было победить в поединке.
Именно в этом жестоком бою инопланетянину камнем был выбит правый глаз.
Итак, победа состоялась, бой был выигран, люди из племени благодарили своего посланца с неба!

Всё было бы хорошо у людей-дикарей, но однажды пришёл срок второму инопланетянину возвращаться к себе на планету! Как его не упрашивал остаться командир: ещё побыть на Земле, тот упрямо хотел лететь к себе домой!
Инопланетный командир сообщил об этом вождю племени, который тоже опечалился, т.к. им, при посланнике с неба, жить стало сытнее и спокойнее.
Инопланетянин заверил вождя, что он вернётся через какое-то время обратно на Землю!
Вождь спросил «кормильца», а как он узнает его, если у них там все внешне одинаковы?
Инопланетянин ответил вождю племени, что с него можно снять некий слепок, изображение! Тот пришелец, кто размерами будет схож с этим изображением, тот и будет опознан вождём, как посланник небес!
Решено – сделано! Инопланетянин лёг на каменную плиту, а художник по-камню, высек его внешние данные. Именно этот петроглиф теперь называют – «Бесом»!
Инопланетянин потребовал от вождя, чтобы люди племени приносили кровавую жертву его изображению на камне. Этим самым они будут подпитывать своего посланника с небес!
Когда камнерезчик выдалбливал рот посланнику небес, он нанёс слишком сильный удар, от чего камень дал трещину вверх по лицу изображения инопланетянина.
Камнерезчик испугался, т.к. посланнику небес надо будет вновь ложиться на камень и всю работу производить сначала.
Камнерезчик придумал сказать инопланетянину, что в рот они будут наливать кровь своих жертв, а сверху изображена некая воронка с дыркой внутри через которую будут литься все другие жертвенные приношения с небес!
Инопланетянину едва понравилась такая смутная трактовка камнерезчика, и он не стал требовать с него нового изображения с себя любимого!

Всё бы было хорошо у людей-дикарей, но инопланетянин, который был на шаролёте пилотом, убил человека из соседнего племени! Те обещали придти толпой и убить его!
Инопланетному посланцу ничего не оставалось делать, как только спешно покидать полюбившееся ему племя, в котором его почитали как Бога! В итоге, шаролёт пролетел над племенем и удалился в сторону Баренцева моря!
Когда пришли мужички из другого племени поквитаться с инопланетным пилотом, то вожди всё же сумели договориться между собой, по-причине того, что «обидчик» успел покинуть их навсегда!

Когда инопланетный командир «шаролёта», считавшийся в этом племени посланником небес, прилетел во второй раз, то люди-дикари встретили его недружелюбно! Они схватили его, и повели к себе в племя, где привязали к столбу, чтобы утром повесить его! Милость иноземцу люди-дикари решили сделать в виду того, что инопланетянин называл им имена давно умерших их предков!
Когда рано утром пришёл на казнь вождь этого племени, то инопланетянин возопил к своим богам и стал напоминать тому о легенде их племени, в которой говорилось, что к ним прилетит в племя – посланник с неба!
Вождь племени вспомнил эту легенду, т.к. с тех пор прошло около 135 лет! Напомню читателю, что в то время люди жили в среднем по 30 – 35 лет! Тогда инопланетянин напомнил вождю, что они должны будут узнать посланника неба по отпечатку на камне!
Вождь вспомнил об этом условии их легенды, и согласился отвести посланника неба на место, где было высечено на камне изображение посланника неба, по-современному «беса».
Инопланетянин лёг спиной на своё изображение на камне, а вождь племени стал сличать его внешние контуры с контуром на камне. Контуры совпали, тогда вождь предложил тоже самое сделать с рукой. Когда инопланетянин наложил свою ладонь на камень, контуры и размеры ладони снова совпали! Таким вот образом, инопланетянина признали посланником неба и стали его почитать как посланника неба, который вернулся к ним в племя во второй раз!
Так как легенда этого племени гласила о том, что в то время при посланнике с неба, люди жили хорошо, то и сейчас у них появилась надежда на то, что и ныне все они заживут так же «кучеряво» - зажиточно!

Однако как же ошибались люди-дикари, когда доверились посланнику неба, который обиделся на них и в отместку решил погубить всех людей из этого племени!
Всё происходило в племени, как и прежде: люди молились, почитали инопланетянина, возлагали на него свои надежды, но который тайно от людей стал вредить им тем, что стал ссорить и натравливать людей друг на друга!
Например: если охота оканчивалась неудачей, то посланец неба стал обвинять в этом хорошего охотника, на которого тут же обрушивался гнев народа его племени!
В итоге, следовал приговор – принести в жертву идолу этого охотника!
Случалось, что посланник неба обличал женщин в измене, и тогда снова следовала казнь, с жертвенным кровопусканием, на каменный лик посланника неба! Если в древние времена кровью насыщали каменное изображение посланника неба (беса) только кровью жертвенных животных, то сейчас в жертву приносилась человеческая кровь убиенного!
Так стравливая между собой людей из племени, посланник неба добился почти полного уничтожения людей племени!
В конце концов: часть людей бежала из племени в другие племена; старики, дети и женщины умерли от голода!
Когда посланник неба приговорил девушку вождя к смерти, то только после её гибели, вождь племени понял, что во всех их бедах виноват этот посланник неба! В итоге вождь и посланник неба схватились врукопашную! Вождь племени силой приволок посланника неба к жертвенному камню, где хотел принести в жертву самого посланника неба на его же изображении!
Посланнику неба помог освободиться инопланетный пилот, который прибежал на телепатический зов своего командира. Он камнем ударил вождя по голове, после чего сильные руки вождя разжались, а посланники неба смогли уйти к себе на шаролёт!
Срочно заняв места на шаролёте, липовые посланники неба полетели в сторону своего дома! Более им тут на озере делать было нечего! Почти все племена были уничтожены такими же инопланетянами, как эти! Во второй раз на Землю прилетел не один шаролёт, а сразу несколько! Вот эти самые инопланетяне и рассорили все племена между собой, которые стали враждовать и воевать между собой, убивая друг друга!
В последнем бою между племенами была подожжена башня с идолом, но самое ценное было то, что ими был спасён древний камень с древними петроглифами! Когда люди-дикари спасали этот святой для них камень, неся его на палках, как на носилках, по ним стреляли, кидали камни и метали заострённые дротики их враги, пока они не уронили камень на землю! Именно этот самый камень нашли и перевернули члены научной экспедиции, которые перевели петроглифы на бумагу, а камень положили на старое место. Им наплевать на то, что за этот камень положили одновременно свои жизни несколько отважных людей-дикарей, которые старались спасти свою реликвию для новых поколений!
Так как люди-дикари этого племени чаще всего питались рыбой «сом» и водяными крысами, именуемые нами – выдрами, то именно они и были изображены на петроглифах.
Петроглиф «Кит» напоминал им древнюю легенду о том, что когда-то их древние предки охотились на китов! Но когда к власти пришли глупые вожди племени, то жизнь их изменилась в худшую сторону. Они стыдились того, что питались выдрами!
В те древние времена мужчины их племени уходили на два месяца на рыбалку и китобой к Баренцеву морю!
Петроглиф «бес» имеет один глаз, это означает то, что один глаз инопланетянину выбили камнем в битве за лося!
Петроглиф «бес» имеет по-середине сквозную трещину на камне. Однако первоначально, этой трещины не было, был сток для крови! Когда люди-дикари захотели уничтожить петроглиф на камне в отместку, то они разожгли, перед приливом, на камне большой костёр. Когда уровень воды в озере поднялся – камень от перепада температуры попросту треснул пополам!

Когда в XVI веке сюда стали заходить православные монахи и первопроходцы, то они воспринимали изображение на камне, как изображение – «беса», которому поклонялись здесь местные жители! К этому времени люди-дикари здесь уже не проживали!
Одни ходоки приходили и уходили дальше, но вот нашёлся один настойчивый монах, который решил испортить петроглиф инопланетянина, выдолбив рядом с ним православный крест! Он несколько дней к ряду ходил на это место и выдалбливал в камне крест, давая понять, что православный крест подавляет беса (зло)! То есть, как бы нейтрализовал вредное воздействие этого беса!
Таким образом, данный мыс был прозван – мыс Бесов Нос. Уважаемые читатели, благодарю всех вас за активное участие в моей исторической экспедиции по древним временам неолита, и пожелать вам новых познавательных экскурсий на страницах моих «Дрим-очерков» - очерков о сновидениях!

Уважаемые читатели, прошу вас заметить, что это всего лишь мой сон, а потому: Хотите – верьте, хотите – нет! Мало ли что может присниться каждому из нас.

В предыдущей части мы, преодолев трехсоткилометровый участок нашего путешествия, миновав Кириллов, Ферапонтово и Вытегру, остановились на ночлег недалеко от деревни Октябрьское, что на границе Вологодской области и Республики Карелия. Дальнейший маршрут, в теории, вел нас через Пудож к Осударевой дороге - путь, проложенный от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I . Общая протяженность дороги - приблизительно 260 км.

После отличного отдыха, который взбодрил душу и тело, мы за завтраком все как-то вдруг неожиданно решили, что вот тут у нас под боком легендарный Бесов нос и на него наверное стоит заехать по пути к Белому морю. Не то, чтобы мы были склонны к подобным взбалмошным авантюрам, но некоторый азарт заставил нас призадуматься над этим небольшим "крюком" в нашем маршруте. Еще дома я закладывал Бесов нос, как дополнительную точку интереса, способную разнообразить "рутинную" дорогу небольшим приключением.

> Утренняя походная кулинария.

В географическом смысле Бесов нос представляет собой скальный мыс, на 750 метров выступающий в Онежское озеро, находящийся между мысами Перри нос и Канин нос и являющийся частью пояса прибрежных выходов кристаллических пород. В историческом смысле мысы Бесов нос и Канин нос являются, сохранившимися до нашего времени, монументальными живописными полотнами первобытного человека. Мрачные каменные берега этих мысов несут на себе группы узоров разной сложности - петроглифы. Наборы петроглифов мысов Канин нос и Бесов нос являются одними из самых крупных на Онежском побережье, насчитывают в своем составе около 100 изображений. В петроглифах мыса Бесов особенно выделяется изображение антропоморфного существа, называемого Бесом из-за изображенных наростов на голове, напоминающих рога. Размер изображения длинной около 2 метров и оно окружено множеством более мелких изображения, на которых изображены птицы, люди, рисунки из повседневной жизни. Петроглифы являются памятникам монументального изобразительного творчества первобытной эпохи и датируются IV-III тысячелетием до нашей эры.

В джиперско-туристическом смысле Бесов нос является перевалочным пунктом для всех автопутешественников по Карелии. Дорог к мысу Бесов нос существует две. Одна через деревушку Каршево, вдоль речки Черная. Другая идет по восточному берегу Онежского озера от деревни Шальский. Большая часть дороги через Шальский проходит по песчаным онежским пляжам, несколько раз уходя в лес, для того чтобы преодолеть три небольших мыса, перерезающих береговую линию Онеги. В нашем случае наиболее оптимальным, с точки зрения логики путешествия, получался маршрут Каршево - Бесов нос - Шальский. Вспоминая многочисленные рассказы и видеоролики о героических сражениях джиперов на дорогах к Бесову носу мы отдавали себе отчет в том, что наши машины находились в недостаточно подготовленном состоянии и в случае возникновения непреодолимого препятствия нам придется возвращаться назад.

По всем раскладам получалось весьма и весьма интересно. Неожиданно после завтрака выяснилось - все уже морально готовы к рывку на Бесов и пребывают в состоянии легкой эйфории, сопровождающий начало настоящего приключения. Быстренько собрав лагерь выдвинулись в дорогу. Асфальтовая часть прошла без каких либо сложностей. В последний год дороги Карелии поднялись до нового уровня и небольшой участок, протяженностью 40 километров, преодолевается совершенно легко. Дальше был небольшой участок разбитой полевой дороги и преодолев Каршево оказались перед поднятым шлагбаумом. Далее одолев шаткий мост мы начали углубляться в чащобу.

> Дорога после последней деревни преобретает более одичалый вид.

> Мосток весьма печального вида, имеющий своей целью остановить путешественников от необдуманных поступков и ограничивающий въезд на территорию заповедник "Бесов нос".

В глухом лесу вспомнились мое первое знакомство с природой этой северной земли. Карелия, впервые, приветствовала меня северной летней погодой - сутки лил не прекращаясь дождь и задувал ветер, потом половину дня лил дождь, а половину дня было пасмурно, а на третий день было сухо, солнечно и прекрасно. Дальше цикл из трех дней повторялся и так продолжалось в течении 14 дней, которые я провел в Карелии. В следующее путешествие мы встретились как "старые" друзья и все 15 дней было солнечно и тепло, пару раз накрапывал дождь, но в остальном было сухо и прекрасно. Казалось, что местные духи проверили меня в тяжелых условиях непогоды и дискомфорта, а увидев, что я не испугался тягот милостиво допустили в свои земли. И как-то мой знакомый, родом из Петрозаводска, услышав мой рассказ о том, как я первый раз приезжал сюда, сказал такую странную фразу - Карелия, это земля, где боги ходят по земле. Почему-то эти простые слова залегли у меня в душе и с тех пор для меня карельская земля стала землей чудес.

> Местами дорога становится необычно широкой.

> Засадные места подготовленные проходят на лебедках.

> Менее подготовленные находят объезды засадных мест.

Как только оказались в лесу, то сразу пришло чувство сказочности окружающего мира - кругом высятся сосны и березы исполины, произрастающие тут не один десяток лет, кругом расстилаются нетронутые поля черники и брусники, то тут, то там виднеются колонии грибов - белые, сыроежки, подберезовики. И неотступно преследует чувство, что кто-то незримый следит за каждым шагом, словно хозяин леса всматривается в гостей, пытаясь как можно скорее понять чего от них ждать. А двигаясь все глубже и глубже понимаешь, что есть от чего взяться такой недружелюбности местного лесного хозяина. То тут, то там виднеются следы бездумных попыток проехать именно тут - деревья иссечены тросами лебедок, которыми привязывались без коразащитных строп, дорога буквально "взорвана" любителями придавить педаль газа, когда внедорожник уже очевидно беспомощно закопался в грунт, периодически встречаются стихийные миниатюрные свалочки технического мусора. Надо отметить, что вечером, перевалив Бесов нос и вставая лагерем, мы впали в прострацию увидев кругом громадные кучи мусора, большая часть которого совершенно отчетливо была оставлена тут туристами, приезжавшими сюда "культурно отдыхать". Но это было потом, а до тех пор присутствие кого-то незримого не оставляло ни на минуту.

> Дорога вьется параллельно речке Черная и потому виды на воду и осенний лес частенько мелькают сбоку.

> Чаще всего и у особо засадных мест есть объезды.

> Виды на гладь реки и багрянец осеннего леса завораживают.

> На противоположном берегу виднеется "Лысая гора" в основании горы Калья (71 метр между прочим).

> Ехать приходится аккуратно.

> Частенько приходится топтаться по лужам - определить на глаз проходимость не представляется возможным.

> Встречаются первые напоминая о бушевавшем урагане - комель поваленного дерева ощутимо выше машины.

> Дорога уходит куда-то вверх по камню. Когда едешь по такой дороге впервые испытываешь очень необычные ощущения.

Преодолевая ямы, полные грязной воды, одолевая местные болотца, дно которых состояло из белой глины мы ползли вперед. Вся команда провела на ногах практически целый день - приходилось таскать тросы, мерить броды, помогать друг другу в преодолении сложных рельефов, кружить вокруг машины когда случался слалом среди стволов деревьев и пеньков. Уже ближе к вечеру, изрядно уставшие, мы выбрались к берегу Онежского озера. Сказать по правде - не верилось ровно до тех пор, пока не спустились на песочек пляжа. Только когда плотный неподвижный воздух леса, напитанный запахами трав, деревьев, звуками птиц и зверей, сменился свежим и чистым влажным воздухом, налетевшим с Онеги - только тогда пришло понимание, что мы преодолели эту дорогу и мы вышли на берег Онеги. До Бесова носа оставался какой-то километр. Чтобы не торопится и спокойно походить-побродить, мы решили сходить погулять на мыс Кладовец, посмотреть петроглифы, отъехать немного вглубь и разбивать лагерь, чтобы осмотр Бесова носа оставить на следующее утро.

> Впереди Онего!

> Самый маленький охранник команды выскочил размять лапы после целого дня тряски в душной машине по ямам и ухабам.

> Берег Онежского озера преимущественно песчанный, местами перемежается каменными мысами.

В окрестностях мыса Кладовец встретили двух геодезистов сильно загадочного вида, проводивших какие-то наблюдения или изыскания в части рельефа местности. И кроме этих двоих еще встретили чудесного веселого лохматого собакина бежевого окраса, непонятно откуда взявшегося. Собакин ловко скакал по камням, носился среди мачтовых сосен, покрывающих мыс Кладовец и имел вид весьма радостный и довольный свои житьем. Нам показалось что в каком таком виде должен обитать местный дух леса, поэтому решили угостить его вкусняшечками, дабы не гневить своим присутствием. Дух лес оказался весьма дружелюбен и миролюбив - небо очистилось, хотя весь день на небе висели тяжелые серые тучи, вышло закатное солнышко и ветер налетающий с Онеги начал стихать. Чтобы как-то называть веселого духа леса в образе собаки, мы нарекли его Чуем. Чуй бодро скакал за нами, показывал нам петроглифы, валялся на скалах мыса.

> Вот он - бодрый дух леса Чуй.

> Петроглифы мыса Кладовец. К сожалению большая часть каменной скалы (!) растащена на сувениры.

> Петроглифы мыса Кладовец

> Петроглифы мыса Кладовец

Побродив еще немного мы вернулись к машинам и покатили ставить лагерь. Подходивший к концу день оказался богат не только на новые эмоции, но и на урожай грибов. Соорудив вкуснейший ужин решили немного посидеть, поболтать о том, о сем. Неугомонный Чуй покрутился вокруг лагеря, получил порцию вечерних вкусностей, остался ими весьма доволен и пожелав нам доброй ночи умчался куда-то в сумерки устраиваться на ночевку.

> В дали виднеется мыс Карецкий.

> Приятная усталость располагала к спокойному времяпрепровождению.

> Красный диск солнца тонул в бесконечной глади великого Онего.

> "Благородные Доны" за вечерней неторопливой беседой помогают по силовой части походной кулинарии.

Утро встретило нас чудесной погодой, располагающей к небольшой пешей прогулке. Позавтракав, на скору руку, группы энтузиастов отправилась покорять мыс Бесов нос. Дорога от материка к оконечности Бесова носа дает возможность прочуствовать силу природы и силу урагана, обрушившегося на мыс несколько лет назад - могучие сосны выворачивало из земли, высоченные, больше человека, комели сосен-гигантов виднеются то там, то тут. Пробравшись через бурелом вышли к старому неработающему маяку, увидели ниже почерневшие береговые скалы мыса и пошли по ним, акуратно переходя с одного каменюки на другую. Через некоторое время показались первые петроглифы, число которых увеличивалось с приближением к центру всей группы изображений - Бесу.

> Бурелом перекрыл дорогу к Бесову носу.

> Неработающий маяк, намекающий, что мыс Бесов нос уже близок.

> Бодрый дух Чуй сопровождал нас в этой прогулке.

> Тот самый Бес.

> Петроглифы мыса Бесов нос.

> Петроглифы мыса Бесов нос.

> Монументальный холст для живописи наших пращуров.

> Чуй внимательно следил, чтобы вокруг было спокойно

В обратную дорогу до лагеря решили пойти по берегу - хотя чуть дольше, но виды чудесные. Когда мы добрались до лагеря, то уже был приготовлен второй завтрак и шли неторопливые сборы. Действительно задерживаться особо не стоило - нам предстояла неизвестная дорога на Шальский, состояние которой было неизвестным и которая могла так-же кончится непреодолимым препятствием, способным развернуть нас в обратную сторону в направлении Каршево.

> Вид из лагеря на Бесов нос.

Схематично дорогу на Шальский можно поделить на три спецучастка разделяемых пробегами по песчанной береговой линии Онеги. И хотя наш обратный путь был несколько длиннее чем заезд из Каршево, но благодаря длинным переездам по берегу Онеги мы надеялись поскорее выйти к цивилизации. Действительно пробега по береговой линии составили около 60 процентов пути, но оставшиеся 40 процентов пути мы запомнили на долго.

> Команда готова выдвигаться в путь.

Первый спецучасток начинался сразу после урочища Шальский (? во многих источниках она значится как бывшая деревня Бесоносовка) и состоял из сложной грязевой дороги, ограничивающийся тем, что она была фактически пропилена сквозь бурелом и часто меняла направления. Кстати наш бодрый дух Чуй упорно сопровождал нас до съезда на берег. Пока мы съезжали на берег, он оставался в лесу, сидя на земле и как только мы оказались на песчаном пляже Онеги он глянул на нас, помотал хвостом и, пожелав нам хорошей дороги до дома, умчался куда-то в лес по своим лесным делам. Второй спецучасток был чуть посложнее, потому что к грязевой дороге прибавились каменные пороги небольшой высоты и обилие пеньков всех мастей. Третий спецучасток начинался с горки, высотой метров 20 и подъемом в градусов 45-50, которую пришлось преодолевать на лебедках. Затем дорога сохранила все предыдущие черты - каменные пороги, пеньки, каменистые пересохшие реки, грязь и дополнительно появилось больше камней. После того, как мы вновь оказались на песчаном пляже Онеги, нас ожидали несколько километров пляжной дороги по песочку, финишем которой стал поселок Шальский.

> Дорога снова баловала видами на лес, раскрашенный золотисто-багровыми цветами.

> Появляются первые каменные пороги.

> Преодолевали такие каменные горы.

> Кругом все еще поля мха с алыми каплями брусники и кляксами черники.

> Периодически встречаются охотничьи домики, каким-то невероятным способом приютившиеся на камнях.

> Местами, чтобы ехать по пляжу, приходится преодолевать вот такие косы.

> Фотографии наглядно показывающей крутизну горки нет, поэтому просто вид глазами пилота.

> Каменные пороги стали привычными.

> Каменный триал, с определенного момента, перестал напрягать.

> Каменистые берега Онеги.

Как только мы остановились в центре поселка небо заволокли темные тяжелые свинцовые тучи (хотя это могло произойти и раньше, только мы не заметили), да и обратная дорога до цивилизации далась как-то несколько тяжело, поэтому захотелось не морочиться с ночевкой в полевых условиях. Нам оставалось немного проехать до Пудожа и там, мы решили, поискать гостевой дом с кроватями, горячим душем и чистым бельем. Пополняя запасы топлива на колонке ТНК, стоящей на выезде из города, заприметили на кассе ненавязчиво разложенные визиточки местного гостевого дома. В него-то мы и решили направиться - о чем ни разу не пожалели. Домик стоит в глубине Пудожа, на тупиковой улочке, кругом тишина и спокойствие, позади участка на котором стоит дом вьется река Водла. Припарковав наши машины во дворе, вынули особо ценные вещи, кое что из продуктов и отправились отдыхать.

> Чуть-чуть пляжной растительности.

> Асфальт и цивилизация - как будто оказался на другой планете, особенно после двух дней на едине с природой и командой.

А впереди нас ждали километры Карельского грейдера, Осударева дорога, ремонт и западный берег Онежского озера.

Бесов Нос - мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная.

Общие сведения

Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).

Примерно в 200 метрах от мыса на запад в озере находится небольшой скальный остров, который называется «Бесиха».

На мысу находится неработающий маяк. В 1 км на восток от мыса, на континенте находятся остатки заброшенной деревни Бесоносовка. Деревня прекратила своё существование в конце 1960-х - начале 1970-х годов. В 15 км восточней на континенте находится посёлок Каршево. Бесов Нос соединяет с Каршево грунтовая лесная дорога.

Приблизительно в 1 км на север от Бесова Носа находится мыс Пери-Нос. На таком же расстоянии южнее - мыс Кладовец.

Мыс Бесов Нос и прилегающие мысы - является привычным местом посещения местных рыбаков и охотников - из посёлка Шальского - в 20 км на север вдоль побережья Онежского озера и из Каршева.

Бесов Нос на протяжении десятилетий является целью постоянных экспедиций археологических подразделений Карельского филиала Академии Наук России, а также учёных-археологов из стран Скандинавии и других стран Европы.

Мыс также являлся важной геодезической точкой и ориентиром водных туристов и яхтсменов, в том числе участников Онежской регаты. В последние годы Бесов Нос также начали интенсивно посещать автотуристы.

Территория мыса Бесов Нос является природным и историческим заповедником.

Как попасть на мыс Бесов Нос

Есть пять доступных способов:

  1. По реке Чёрная, от посёлка Каршево на лодке.
  2. По дороге от посёлка Каршево около 15 км пешком или на автомобиле повышенной проходимости.
  3. По Онежскому озеру на лодке вдоль берега от посёлка Шальский.
  4. По берегу Онежского озера от посёлка Шальский пешком около 15 км или на автомобиле повышенной проходимости.

5. На автомобиле повышенной проходимости до побережья по Царской дороге близ п. Вытегры, а оттуда на лодке до мыса.

Итак, мы доехали!
Четырехдневная поездка на берег Онежского озера.
Петроглифы старше египетских пирамид, полузаброшенный монастырь, песчаные косы и НИКОГО.

А начиналось всё с жуткого ливня при старте из Москвы. Мы восприняли это как хорошее знамение.
И точно. Уже в Карелии нас встретила безоблачная погода.

Отмахав 850 км, по уже сложившейся традиции останавливаемся на Андом-горе.

Высота берега 80 м, с озера дует приятный ветерок, никаких комаров и закат

Наутро решаем сначала попробывать пробиться к Муромскому монастырю.
Дорога начинается с прямой как струна гати, проложенной через настоящую топь

Гать заканчивается выездом на песчаную полосу вдоль Онеги длиной километров 20. По ней нам предстоит доехать почти до самого Монастыря.

Достаточно сильный ветер, попадаются здоровенные бревна и небольшие речки, которые приходится объезжать по воде

Где-то здесь, решив объехать очередное бревно Нивчик стал сдавать задом и въехал мне в крыло.
Картина: море, почти прямая широкая ровная дорога, на 20 километров вокруг ни души и у нас ДТП. Жесть.

Но песчаная полоса закончилась и пришлось съезжать в лес. Начались сложности.

Неглубоко, зато серьезные камни и бревна на дне. Приходилось двигаться весьма аккуратно.
Но! Всё это продолжалось метров 500. Потом ровненькая дорожка аккурат к монастырю. А нас пугали...

В Монастыре живут люди, мы видели детей. Стоит пара Уралов, ведется строительство. Живое место.
И очень живописное. Сами строения находятся на маленьком полуострове.
Пронизывающий ветер... А какой простор! Фантастика.

Делаем отчетную фото на месте впадения реки Муромки в Онегу и устраиваем обед.

Время часов 12. Так быстро добраться сюда мы никак не планировали. Решаем ехать к Бесову Носу.
Интересно, что ждет нас на этих знаменитых 17 км?

Не торопясь заехали на тайник Вологодские Кижи, подъехали к Черной речке посмотрели уровень воды и в бой.

Часам к 8 вечера были уже на месте. И это с учетом постоянных разведок, остановок и поисков в очередной раз потерянного мною переднего номера (нашли, слава Богу).

Подготовленные машины вообще не сидели ни разу, стандартный Pajero Sport всего два раза.
И это в начале июня. Кто бы мог подумать.

Итак, мы на мысу! Ура!

Разбиваем лагерь на живописном месте, поднявшись по крутому песчаному склону, кто на лебедках, а кто так;)
Костер, еда, опять закат... Где там наше пиво?

Вечером этого дня успели сходить посмотреть где речка Черная впадает в Онегу.
Говорят, здесь свирепствует Рыбнадзор. Люди выплывают в эту бухточку, оставляют лодки и пешком идут смотреть нет ли патрулей.

Успеваем найти первые петроглифы, сделать пару кадров и спать.
Завтра незапланированный день отдыха и созерцания окрестностей! :)

Наутро решаем добраться на машине прямо до маяка на Бесовом. Пара валунов и мы на месте.
Какие виды!

Стало гораздо теплее, гуляем, наслаждаемся... Эхх!

Петроглифов нашли немного, но зато некоторые из них вызвали много обсуждений;)

Видели также некое сооружение, похожее на жернов, явно не новое.

Любимые краски севера.

А вот на этом острове нами был обнаружен основательный дом с баней, гамаком и телевизионной антенной (!).
Ребята, вот где надо дачу иметь.

Снова закат, уха, расслабуха.

Наутро подъем в 6 утра и домой.
Обратная дорога заняла вообще 1,5 часа.

Всем учавствовавшим огромное спасибо!
Всем сочувствующим тоже!
Всем желающим вырваться из душного города, взять пару выходных и провести 4 фантастических дня - удачи!