Анна Ендриховская: «Сердца гостей я завоевывала. Консьерж «Метрополя» Анна Ендриховская о любимых нарядах Консьерж золотые ключи

Анна Ендриховская знает все о гостеприимстве - она консьерж всемирно известной ассоциации «Золотые ключи» . Это значит, что Анна немного волшебник: может решить любую проблему, найти самые редкие вещи, организовать экскурсию куда угодно и достать приглашение на любое закрытое мероприятие. За десять лет, которые Анна Ендриховская работает в лучших отелях Москвы, ее гостями было множество известных людей: от голливудских режиссеров до фронтменов самых популярных групп мира.

Редакция PRTBRT расспросила Анну об особенностях ее профессии, самых сложных гостях и том, что дала ей премия «Лучший молодой консьерж мира».

Как ты начала работать с «Золотыми ключами»?

После получения профильного образования я два года проработала батлером в отеле «Аврора». Это был сложный период: очень много работы, в том числе и в ночные смены. Об организации «Золотые ключи» (Les Clefs d’Or) узнала во время учебы в колледже «Царицыно». Для меня как будто целый мир открылся! Для того чтобы вступить в ассоциацию, надо отработать пять лет в отеле, из них три года консьержем. Дальше ты подаешь заявление, и тебя начинают рассматривать в качестве кандидата. Ты проходишь много этапов: экзамены, эссе, таинственные проверки и так далее. Еще ты делаешь проект, который должен как-то отобразить, для чего тебе нужны «Ключи» и, наоборот, что ты можешь дать «Ключам». И тогда исполнительный комитет принимает решение. Меня взяли в «Ключи» и тут же номинировали на международную награду «Лучший молодой консьерж». Я поехала в Лондон, но не выиграла, потому что в день презентации потеряла голос. Хоть я и не выиграла, но это все равно дало мне крылья, и я начала еще активнее популяризировать эту профессию в России.

Из-за особенностей правил в таком конкурсе можно участвовать лишь один раз в жизни. Через год президент нашей ассоциации написал огромное и очень трогательное письмо в «Золотые ключи», где сказал, что «господа, я абсолютно уверен, что вы должны дать Анне второй шанс, потому что тогда что-то сыграло злую шутку, но я никогда не встречал такого молодого консьержа». И я опять приняла участие в этом конкурсе. Но в этот раз я была гораздо спокойнее. Когда я летела в Новую Зеландию, то была уверена, что сама поездка - это уже и есть награда. А когда я познакомилась со всеми остальными участниками, то просто обалдела от их крутости. Я была уверена, что выиграет консьерж либо из Нидерландов, либо из Австралии. Но в итоге выиграла я. Кстати, это первая международная премия за гостеприимство, которая ушла в Россию, - это было, конечно, сильно.

Справка : Ассоциация консьержей «Золотые ключи» (Association des Concierges d’Hôtels «Les Clefs d’Or») - всемирно известная организация, в которую входит около четырех тысяч консьержей по всему миру. Пятизвездочные отели очень рады заполучить в свой штат такого консьержа - это не только делает отель более престижным, но и поднимает уровень сервиса для гостей. К консьержам «Золотых ключей» можно обратиться почти с любым запросом - главное, чтобы он не выходил за рамки морали и этики. Ассоциация «Золотые ключи» окружена ореолом романтики и тайны, что нашло отражение во многих фильмах и книгах. Особенную известность она получила после фильма Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“ ». На консьержа «Золотых ключей» почти невозможно выучиться - в мире не существует такого профильного образования. Помимо образования в сфере гостеприимства, консьерж «Золотых ключей» должен отлично разбираться во множестве сфер начиная от гастрономии и моды и заканчивая историей своего города.

Что изменилось после того, как ты выиграла эту премию?

У меня появилось много подписчиков, все начали читать мои гостиничные истории. Я помню, как мы с Андреем Корыстовым (президент ассоциации. - Прим. ред. ) давали интервью на одном радио. Все было очень классно, первые 40 минут мы рассказывали какие-то истории, а остальные 40 минут люди звонили и задавали вопросы. Я очень хорошо запомнила один вопрос: «Здравствуйте, было очень приятно слушать ваши истории, очень интересно, но скажите, вас не смущает то, что вы обслуживающий персонал, слуга?» На что я спросила: «Простите, а вы кто по профессии?» Он: «Я инженер». Я говорю: «Ну вот, прекрасно, представляете, о вас никто не узнает из тех, кто приезжает к нам в город. А то, как я им отвечу, то, как я им улыбнусь, то, на каком английском я с ними поговорю, то, куда я их отправлю, то, что я им порекомендую, - они это увезут обратно и расскажут всем своим друзьям. Поэтому, возможно, я являюсь лицом всей страны».

Когда я шла работать в «Аврору», то рассказала о своем выборе отцу: «О, ты будешь работать в „Авроре“. У меня же там встречи постоянно, ты что, будешь нас там обслуживать?» А сейчас он мной гордится. И не просто гордится. Моя младшая сестра поступила на гостеприимство, и он ее взял за руку: тебе вот туда. Я пережила много недопониманий с обществом, с городом, с родителями. Но все того стоило. Сейчас я именно там, где нужно.

Публикация от @mosshotel.moscow Май 4 2017 в 9:15 PDT

Какие качества тебе, как человеку с русским менталитетом, помогают в работе, а какие, наоборот, мешают?

Русская смекалка помогает, потому что я очень много сердец гостей завоевала после того, как они подбегали ко мне в последнюю какую-нибудь минуту и говорили: « А-а-а, у меня платье разорвалось». Я скотчем приклеила, клеем, еще что-то. Нигде, кроме России, я не встречала такую шуструю сообразительность, когда тебе говорят: «Мне надо прямо сейчас».
А тяжело то, что в России совсем по-другому воспринимается ответ «нет». Мы все безотказные. То есть европейцы, если они чего-то не могут сделать, спокойно об этом могут сказать. У них есть на это объективная причина: место закрыто, еще что-то. У нас это не прокатывает. Люди не готовы услышать «нет», и ты идешь на поводу у этих людей - все равно пытаешься устроить что-то. Сделать невозможное.

Как тебе кажется, что именно сделало тебя профессионалом? Может, работа с каким-нибудь сложным гостем?

Каждая история на меня повлияла. Но больше всего, конечно же, повлияли ошибки. Причем самое забавное, что ошибиться легче всего в очень простых делах. Например, с утра ты смог оперативно не только найти последнюю модель рюкзака Chanel в Дубае, например, для известного политика, но и логистику всю продумать. А вот следующий гость подошел к тебе заказать трансфер, и ты из-за перегруза вместо «Шереметьево» почему-то написал «Домодедово». И то, как ты спасаешь ситуацию в такой момент, и есть профессионализм - ты начинаешь рассчитывать каждую секунду и успеваешь принять правильное решение и спасти всех.

Публикация от ANNA ENDRIHOVSKAIA (@aendrihovskaia) Июл 19 2016 в 1:03 PDT

Какой очень сложный запрос к тебе приходил?

Меня попросили достать билеты на концерт Роджера Уотерса, который будет через полтора года. Я пыталась объяснить, что концерт будет аж через полтора года и ближайший год можно просто расслабиться. А гость сказал: «А мне надо сейчас, чтобы ты весь VIP-сектор выкупила. Сейчас». Это было невозможно сделать - я перепробовала все варианты. И вот, когда я уже похоронила все надежды, мне позвонил папа и спросил: «Почему ты такая расстроенная?» Я: «Папа, ты представляешь, я не знаю, что делать». Он такой: «Ну а что, так у меня же Миша - заместитель „Олимпийского“». И все, мы выкупили весь сектор за какие-то невероятные деньги, гость сам удивился тому, что мы это сделали. В работе консьержа вообще часто происходит магия. Запросто может такое быть, что к тебе придет человек и скажет: мне нужен вот такой флакон селективной парфюмерии, везде уже искал и ничего не нашел. У тебя есть 24 часа, и ты начинаешь рыть весь мир, пишешь-звонишь всем коллегам. И все, уже думаешь, что ничего у тебя не получится сделать, но вдруг в самый последний момент все случается, и ты только думаешь, как бы только успеть за эти три часа все доставить по адресу. И тут же находишь людей, которые готовы помочь. Это невероятно!

Есть какие-то вещи, которые тебя жутко раздражают в отелях?

Я ненавижу современные отели, в которых прозрачные ванные и туалеты. Я работала в «Интерконтинентале», и это был один из факторов, почему мне там не нравилось - просто потому, что мне было стыдно перед гостями за то, что у нас такие туалеты.

Еще я очень не люблю, когда в пятизвездочных отелях персонал часто ведет себя в пресмыкающейся манере. За свою карьеру я встречала разных гостей, особенно мне много сложных досталось в российские сытые годы. Но я никогда не позволяла им общаться со мной в уничижительной манере. Именно это впоследствии помогло мне - со многими я до сих работаю и дружу, мы знаем друг друга уже десяток лет. Хотя первое знакомство могло быть очень резким.

Много ли проблем возникает с гостями? Часто ли бывает с ними сложно?

Что я могу сказать? У многих гостей действительно сложная жизнь, и их можно понять и простить. На меня очень сильно повлияла история с барабанщиком очень известной иностранной рок-группы. Я работала с ними очень много, и вокалист был самый сложный гость в моей жизни. А вот барабанщик - самый симпатичный и самый спокойный, сидел все время в лобби, пил черный кофе (они жили в нашем отеле целый месяц) и особо никуда не выходил без надобности. И как-то раз он прибегает ко мне и говорит: «Мне отказали в кофе, сказали, что не могут принести мне его в термосе». Он почему-то пил кофе только так. Я иду туда, спрашиваю, что случилось. Мне: «Ну, мы ему сказали, что это заказ room service, такого кофе у нас в баре нет. Этот кофе есть в room service, а такой заказ ждать минимум 20 минут по стандартам». Я смотрю на этого человека: «Что с тобой случилось, какая тебя муха укусила?» Я возвращаюсь к этому барабанщику, начинаю извиняться, а он почти плачет: «Господи, неужели ты думаешь, что я хочу сидеть в этом лобби и пить этот ужасный кофе? Да я просто выйти не могу на улицу. Как только я делаю шаг из отеля, на меня нападают, они все от меня что-то хотят: сфотографироваться, автограф, чтобы я футболку свою отдал или еще что-то. Я не могу больше, понимаешь? Я хочу пройтись по городу, чтобы меня никто не трогал, но я не могу выйти из этого fucking hotel». И я поняла, насколько все это сложно. Сама чуть не расплакалась.

Публикация от ANNA ENDRIHOVSKAIA (@aendrihovskaia) Май 18 2017 в 6:54 PDT

Скажи, а часто ли иностранцы задают тебе сложные вопросы? Про политику, про жизнь в России?

Я всегда честно говорю на эти темы. Но всегда напоминаю гостям о том, что это лишь мое мнение. Мне очень важно разделить, где я говорю как профессионал, а где как простой человек, который высказывает свое мнение. Мои гости всегда это понимают и ценят.

Расскажи, где ты работаешь сейчас?

Мы экспириенс-агентство. Мы те, кто встречает очень важных гостей. Мы тщательно готовимся к каждому, делаем особенные программы. Нам самим очень интересно, потому что благодаря этому я могу рассказать о множестве интересных вещей. Например, недавно я узнала все о масонстве и черной магии. С основательницей проекта Олей мы познакомились, когда она была ведущей и продюсером открытия «Гаража». Она была ответственна за все это мероприятие. А меня она привлекла как консьержа. Поэтому все их VIP-гости на протяжении месяца звонили мне круглосуточно, и я для них все на свете организовывала.

Это была очень сложная работа: гости были от Питера Джексона до директоров лучших музеев мира и близких друзей Абрамовича. Это был сложный опыт, я не спала вообще. Но мы очень хорошо отработали и тогда как раз с Олей и подружились. Наргиза из большого бизнеса - она работала в компании «Ростелеком», заключала договоры между странами на техкоммуникации. Она очень устала от сложной корпоративной работы, несмотря на то что у нее была классная жизнь с путешествиями и бесконечными командировками. Но она знала, что хочет делать дальше, и, когда встретила меня и Олю, поняла, что эти два таланта - одного из лучших продюсеров и лучшего консьержа - нужно объединить. И она, как человек, который обладает финансовыми знаниями и прочим, смогла организовать все.

Ты не думаешь о том, чтобы развиваться дальше? Оставить работу в отеле и, например, заниматься мероприятиями?

Девочкам бы хотелось этого, но я пока не готова расстаться с отелями. У меня еще столько планов! Понимаешь, я до того, как выиграла премию в Новой Зеландии, хотела уехать из страны. Рассматривала для себя несколько городов, даже подбирала отели, связывалась с коллегами. Выбирала между Берлином, Лондоном, Парижем и Амстердамом. Но, когда выиграла премию, я осознала, что теперь просто не смогу уехать. Совесть не даст мне это сделать! Ну какая я победительница, если я просто возьму и использую эту премию только для того, чтобы лучше устроиться в Европе. Я понимала, что должна что-то оставить здесь, в России. Сделать что-то крутое именно здесь. Вот так все и получилось, я рада, что именно здесь и сейчас работаю в Москве.

В 1929 году в Париже была создана Ассоциация «Золотые ключи консьержей» (Association des Concierges d’Hôtels «Les Clefs d’Or»), и до сих пор самых трудолюбивых и внимательных консьержей награждают настоящим золотым ключиком. «Золотые ключи» – это символ не только качественного сервиса, но и ответственности: чтобы стать участником ассоциации, консьерж должен проработать в отеле не менее двух лет, затем подать заявку, которая будет рассмотрена в обязательном порядке. Далее работа консьержа будет проходить под пристальным присмотром представителя ассоциации в течение еще трех лет, и тогда, в случае успешного прохождения «испытательного срока», консьерж сможет получить высшую награду.

Консьержи с «Золотыми ключами» – всегда одни из ведущих членов команды отеля, главные организаторы, советчики и идейные вдохновители. Всегда предусмотрительные, очень дипломатичные, они открыты миру и людям и несут в себе частичку души отеля. И самое главное – они никогда не забывают улыбнуться каждому.

Консьерж выступает в роли доверенного лица, он очень тесно общается с гостем. Консьерж знает каждую улицу и уголок своего города лучше, чем кто-либо. Он опытный психолог, может моментально определить тип личности клиента и знает, как в точности удовлетворить его запросы.

В парижском Plaza Athenee работает команда из 12 человек, все 12 – обладатели «Золотых ключей». «Если подсчитать весь багаж за год, который привозят с собой гости, он составит одну пятую веса Эйфелевой башни! Наши консьержи не боятся любой работы, и гости это ценят», – с гордостью отмечает Жером Порет, главный консьерж Plaza Athenee. Портье не только переносят более 1560 тонн багажа в год, но и по просьбе клиентов передают важные посылки и ищут подарки по всему миру. Когда в отель приезжают королевские семьи, бывает, не только портье, но и консьержи разгружают буквально целые грузовики.

Лучший друг постояльца

«Чаще всего гости обращаются к нам с туристическими вопросами: спрашивают об экскурсиях, ресторанах и прочем, – рассказывает Роже Бастони, шеф-консьерж каннского Majestic Barriere. – Просьбы самые разные: ко мне подходят гости за газетой или почтовой маркой, а через пару минут могут попросить заказать билеты на чемпионат мира или концерт популярной звезды. Могут спросить о возможности арендовать личный самолет или роскошную яхту. Я уже ничему не удивляюсь».

«Консьерж-услугами пользуются все наши гости, – говорит Лоран Коппи, главный консьерж Le Royal Monceau Raffles Paris. – Особенно часто за помощью обращаются постоянные посетители отеля, или те, кто приехал в Париж впервые, или семейные пары, приехавшие на отдых с детьми».

Самые частые запросы – частный лимузин для поездок по городу, билеты в театр или на концерт. По запросу консьерж найдет вам временную няню, добудет зарядное устройство для смартфона, редкие духи или же раритетную пластинку – обращаться можно с любой просьбой, к этому призывают сами консьержи.

В консьерж-службе Le Royal Monceau есть отдельный сервис – услуги арт-консьержей. Профессионалы не только посоветуют, какую выставку посетить или в какой музей лучше пойти с детьми, но и устроят экскурсию с показом собственных экспонатов отеля (более 350 произведений искусства), организуют приватную экскурсию по ночному Лувру или проведут в закрытые для публики художественные студии.

У гостей Le Royal Monceau, занимающих самые роскошные номера (к примеру, один из трех президентских сьютов площадью 350 м2), популярны услуги личного дворецкого. Сервис позволяет им пользоваться лучшими сервисами палас-отеля, сочетая это с приватностью и комфортом частной резиденции.

Вполне логично возникает вопрос: в чем же преимущества отельных консьержей перед международными консьерж-службами? И те, и другие обещают выполнить любой ваш каприз, но первые действуют локально, вторые – глобально. Набор сервисов одинаков, и часто эти службы совместно решают те или иные задачи. Однако если вам повезло остановиться в палас-оте­ле, уровень сервиса и степень его персонализации будут все-таки выше: ведь отельные консьержи действуют быстрее, так как лучше знают местные особенности и партнеров. Кроме того, если вы постоянный гость отеля, они в курсе ваших личных привычек, предпочтений и антипатий, и отношения с ними более личные. В Raffles Hotels & Resorts их услугам придумали определение: emotional luxury. «Консьерж в отеле – это очень кастомизированная услуга, мы внимательно относимся к каждому гостю, делаем все, чтобы клиенты снова и снова возвращались именно в наш отель», – утверждает Роже Бастони.

Louis Vuitton, макарон и тигрята в спальне

Работу консьержей трудно назвать спокойной и размеренной. Но, уверяют они, чем сложнее и нетривиальнее задача, тем интереснее ее решать. У любого из них найдется с десяток любимых success stories.

«С 12 по 16 июля 1998 года, как сейчас помню, в самый последний момент меня попросили купить 8 билетов на матч Франция – Бразилия чемпионата мира по футболу в Париже, 8 мест на выступление известных оперных теноров, 8 билетов на закрытие “Тур де Франс” и самая сложная часть – 8 комнат в отеле класса люкс в Париже, – вспоминает Роже Бастони. – К этому списку добавилось еще и желание гостя отпраздновать свой день рождения в средневековом стиле, чтобы на празднике были лошади. Безусловно, это было хлопотно, но все было готово вовремя!»

«Самым необычным могу назвать желание одного клиента, который захотел, чтобы в его сьюте выступила известная группа и исполнила пару песен, – говорит Жером. – А в прошлом году один из постояльцев попросил доставить в сьют двух тигрят ко дню рождения своей маленькой дочери, чтобы этот праздник она запомнила на всю жизнь. Как говорится, нет ничего невозможного, и наш консьерж смог удовлетворить столь необычную просьбу».

Случаются и курьезы. Гость из Бразилии, остановившийся в Plaza Athenee, воскресным утром спросил консьержа, в каком ресторане его семья могла бы попробовать белые трюфели. Консьерж, молодой итальянец, ответил ему, широко улыбаясь: «Вы знаете, месье, лучшие трюфели можно попробовать только в Италии. Я знаю прекрасный ресторан в городе Альба», – он был явно очень доволен шуткой. Через несколько минут господин из Бразилии подошел к консьержу и спросил, можно ли арендовать частный самолет в Ле-Бурже, чтобы долететь до Италии и позавтракать в городе Альба. Консьерж выполнил его просьбу. На лимузине семью доставили в аэропорт, где они сели в самолет и вылетели в Италию, к шести вечера бразилец и его семья вернулись в Plaza Athenee и выглядели очень счастливыми.

Некоторое время назад гостья Le Royal Monceau приехала в Париж отметить свой день рождения. «Зная, что она – большая поклонница нашего патиссье Пьера Эрме (“Пикассо мира выпечки”, по мнению Vogue. – Прим. ред.), мы вместе с ее мужем организовали для нее совершенно уникальное торжество: она встретилась с самим Эрме, и он презентовал ей пирожное макарон, созданное специально для нее – с учетом ее вкусовых предпочтений. Этот рецепт занял свое место в коллекции Эрме, и гостья может заказать коробку “своих” пирожных в любой момент», – вспоминает Лоран. Он рассказывает и еще одну, довольно драматичную историю с хорошим концом: молодой человек прилетел в Париж из США, чтобы в самом романтичном городе мира сделать любимой предложение. Он спланировал все в мельчайших подробностях (на это ушли месяцы) – и в ночь великого события с ужасом понял, что забыл дома главное: обручальное кольцо. Консьержам удалось убедить флагманский магазин Louis Vuitton открыться во внеурочное время специально для этого гостя, чтобы он мог купить достойное кольцо на замену. Так он смог осуществить свой план на эту ночь, и девушка, кстати, сказала «да».

Французские чародеи

Первые упоминания о консьержах встречаются еще в XII веке: так называли людей, которые поддерживали горение свечей в замке. Потом им начали доверять ключи от всего замка, то есть, по сути, консьерж отвечал за благополучие всех его обитателей.

Именно во Франции с ее традициями гостеприимства и любовью к роскоши зародился отельный консьерж-сервис в его современном понимании. Зародился – и быстро стал неотъемлемой частью шарма лучших французских отелей, своего рода достопримечательностью, точнее ключом ко всем остальным достопримечательностям.

Консьержи – душа и сердце любого роскошного отеля. Они – первые, кого вы встречаете в холле, они знают город как свои пять пальцев, всегда готовы дать ценный совет и помогут вам чувствовать себя в городе как дома – даже если вы здесь впервые.

Фотографии: Люба Козорезова

ДЛЯ РУБРИКИ «ГАРДЕРОБ» мы фотографируем красиво, самобытно или странно одетых людей в их любимых вещах и просим рассказать связанные с ними истории. На этой неделе наша героиня - заместитель шеф-консьержа отеля «Метрополь», пресс-атташе Les Clefs d’Or Russia и совладелица агентства Bureau Magoo Анна Ендриховская.

Кажется, у меня нет определённого стиля. И, наверное, это хорошо. Мне нравится, что при помощи одежды у нас есть возможность не просто транслировать свой характер и настроение, но и менять свои будни. Круто, что Москва сейчас доросла до момента, когда можно носить всё, что хочется, и не сталкиваться с осуждающими взглядами. Люди начали терпимее и доброжелательнее относиться к индивидуальному стилю, и это не может не радовать.

Комбинезон Isabel Marant Etoile,
туфли Alexander Wang

Я с подросткового возраста очень люблю комбинезоны. Cчитаю, что это очень удобно: надел и всё, не нужно мучиться, что с чем сочетать - сразу стильно и необычно. Давно искала новый джинсовый комбинезон и перепробовала многие, главным было избежать опасности и не выйти школьницей-переростком. Когда увидела этот, сразу перенеслась в мир Джейн Биркин из любимых 60-х и 70-х.

Я очень люблю массивные каблуки. Моя близкая подруга была в Амстердаме и отправила мне их фотографию с распродажи в Shoebaloo. Сообщение я увидела уже в Москве и расстроилась, что упустила шанс стать обладателем «вэнгов» с такой хорошей скидкой. Но ещё одна наша подруга, которая живёт в Амстере, в качестве сюрприза купила их мне в подарок, передав уже с третьей подругой в Москву. Вот такие у меня прекрасные друзья - и туфли «через три рукопожатия».

Платье Zarina, туфли Alexander Wang

По выходным, особенно когда погода плохая, мы с мамой можем забрести в кино в большой торговый центр вроде «Европейского», «Метрополиса» или «Афимолла», где перед этим ещё бесцельно ходим по магазинам, как в лесу по грибы. Именно так я случайно нашла это платье из коллекции Ренаты Литвиновой для русского бренда. Скорее всего, меня в нём заворожили красные губы: я последние лет пять ношу красную помаду не снимая. Меня даже некоторые друзья и коллеги ласково называют Miss Red Lips. А ещё я очень люблю монохромность - как в одежде, так и с аксессуарами, когда сумка и обувь совпадают по цвету.

Халат Bora Aksu, туфли Red Valentino


Находка из стамбульского магазина Atelier 55. Во-первых, этот халат, сделанный известным стамбульским дизайнером, - главный сувенир из одной из моих самых лучших поездок. Во-вторых, это та вещь, которую хочется передавать из поколения в поколение. Кстати, часто, покупая вещь, я оцениваю её с этой позиции - смогу ли я передать её своим дочерям или невесткам, чтобы им было интересно и важно это носить. Халат вроде бы такой простой, но я очень женственно себя в нём чувствую: неосознанно хочется расправить плечи и вытянуть шею. Это вещь «вне времени», которая будет всегда актуальной.

Туфли - моя очень удачная покупка на распродаже в «Цветном». Во-первых, это мой любимый дорогой бренд, в который я пока не могу себе позволить одеваться, а во-вторых, это мой самый любимый цвет. Я ношу бордо со всем, главное губы накрасить таким же оттенком. Я брала эти туфли с собой на конгресс в Дубай и танцевала в них так угарно, что моему коллеге из Парижа пришлось пришивать мне ремешок среди ночи прямо в лобби. Теперь они по праву стали ещё и самыми удобными туфлями для танцев. По приезде в Москву я сложила их в мешок, чтобы отнести в ремонт, и куда-то задевала: перерыла весь дом, а потом написала слезливый статус на Facebook. Десять минут спустя мне ответил один дружественный ресторан: оказалось, что пакет с босоножкой у них и они как раз не знали, кому принадлежит этот странный набор. Слава силе Facebook, надеюсь, буду носить эти туфли всю жизнь

Платье Lena Hoschek, туфли & Other Stories

С Леной Хошек у меня произошло чудесное знакомство: я наткнулась на магазин на одной из улочек Цюриха и сначала подумала, что это музей костюма. Коллекция с пышными юбками принцессы, расшитыми золотом, все в цветочных принтах, называлась Russian Rose: я начала мерить и влюбилась. Платье это я в итоге тогда не купила, а ушла с королевской юбкой, которая была моей первой самостоятельной дорогой покупкой. Но платье долго потом не выходило у меня из головы. В итоге моя подруга нашла последний экземпляр в Берлине, и так оно оказалось всё-таки у меня. Для меня это тоже вещь вне времени, такое чувство, будто это платье прожило много интересных историй до меня и проживёт ещё много после.

Туфли - одни из любимых, я их считаю находкой. Считаю, что мне идут только массивные каблуки, которые делают ногу более изящной, но найти такие непросто. Идеальные я как-то нашла у Céline, но за стоимость одной пары можно было купить целый гардероб, так что я продолжила поиски. Так вот, эти замечательные туфли сильно напоминают мне те Céline, только стоят в десять раз меньше.

Костюм & Other Stories, рубашка COS,
кепка «Инженер Гарин», ботинки Sandro

Вот уже десять лет я ношу на работе униформу. Всё это время я мечтала о том, чтобы она была красивой. Хотелось хороший женский костюм, но найти красивый было очень сложно, почти невозможно. И только в последнее время удача повернулась ко мне лицом: чаще всего мне везёт в Sandro, но конкретно этот костюм - моя гордость из & Other Stories. Он идеально сшит, у него необычный крой, полоска и доступная цена. Более того, его ещё и можно носить по-разному: как английская шпана из 20-х (на этом фото) или надев без рубашки с обувью на каблуке, плюс уложить волосы в волну, накрасить губы красной помадой - и всё, у тебя образ тех же времён только в духе Chanel.

Серёжа Малыхин, дизайнер и автор бренда «Инженер Гарин», мой друг. Благодаря знакомству с ним открыла в себе любовь к головным уборам, а особенно к кепкам. Это очень красиво и удобно, в этом есть какая-то невероятная эстетика. Я люблю добавлять повседневным образам кинематографичности, и кепка мне в этом помогает. Мне нравится узнавать истории вещей: Серж вкладывает в производство каждой кепки или шляпы столько души, что я ношу их с особой гордостью.

Любимые ботинки Sandro, я готова их носить со всем и подо всё, делаю это круглый год. Друзья намекают, что я их сносила, а мне кажется, что это лишь добавляет ботинкам очарования. Когда я на них смотрю, вспоминаю песню Depeche Mode «Walking in My Shoes», а ещё часто фантазирую, что если бы снимала кино, в котором главным героем были бы эти ботинки, они могли бы поведать много всего интересного, потому что побывали в разных странах, на сумасшедших вечеринках, необычных театральных постановках, ресторанах, барах и были свидетелями необычных знакомств.

Рубашка COS, брюки Tim Van Steenbergen, пальто и ботинки - Sandro

Брюки из мужской коллекции бельгийца, который в Европе известен как театральный дизайнер и работает с большими местными театрами. Примерно как тут у нас Чапурин с Большим. Купила их на закрытой распродаже магазина дизайнерской одежды Cara & Co, которую устроили по случаю его закрытия. Брюки мужские, сидят на мне как вещь с высокой талией. Мне кажется, они могли бы висеть в шкафу у какого-нибудь мужчины лет сорока. Пальто - один из любимейших вариантов верхней одежды для тёплого времени года, ношу его со всем.

Платье и пальто - Sandro,
босоножки Red Valentino

Мне нравится, когда современные вещи выглядят как винтажные. Это платье из их числа, такую модель можно легко встретить среди вещей 30-х годов. Мой выбор для рабочих конференций. Любовь к чёрно-белым вещам, вероятно, последствие работы в гостиничном бизнесе.

Куртка Paul & Joe Sister, футболка adidas, джинсы мамы, ботинки Sandro


Игра в 80-е - моя любимая. Эти джинсы мне особенно дороги: у меня есть видео, где мне исполняется год, а моя мама стоит в них и режет салат оливье. Я её там активно дёргаю за штанины. Сама сейчас периодически хожу в них на вечеринки. Мне нравится, когда вещь живёт долгой жизнью. Одно из моих увлечений - рассматривать вещи в старых чемоданах на даче. Каждый год умудряюсь находить там что-то новое. У меня несколько «поколенческих» вещей в гардеробе, которые носились не одним человеком из моей семьи. Например, у меня есть платье, которое принадлежало моей прапрабабушке.

Футболку купила не так давно - не смогла устоять. Благодаря принту футболка тоже выглядит так, как будто была найдена на моей даче.

Чёрная косуха - must have. Ношу кожаные куртки со школы.

Топ Paul & Joe Sister, брюки мамы,
слипоны Vagabond

Мне кажется, точно так же могла одеться девушка лет сорок назад - просто и гармонично. Если не обращать внимания на мультяшный принт, топ выглядит винтажным. Брюки придают мне силу, потому что мама ходила в них в молодости. Простые и женственные. В этом образе автоматически хочу двигать плечами и начинать танцевать ламбаду.

Комбинезон Whistles, халат из Узбекистана, винтажные украшения, слипоны Vagabond

Стараюсь из всех путешествий привозить то, что сделано местными дизайнерами. В Узбекистане была второй раз - я абсолютно влюблена в эту страну, это невероятно красивое место. Из второй поездки я привезла массу всего, в чём хожу сейчас. Чувствую себя в этом восточной принцессой и лучшим другом таксистов - все узбеки меня сразу признают. Комбинезон - мой лучший друг летом. Его можно носить с кроссовками и свитшотом, а можно - с туфлями на высоком каблуке, пиджаком и длинным ожерельем. Уникальная вещь, которая в зависимости от сочетаний выглядит по-разному.

Я неравнодушна к украшениям в виде монеток, крестов и ключей. Это украшение нашла моя подруга в Ташкенте - монетки интересно разглядывать, там даже есть монетка 1910 года. Подруга сильно рисковала, вылетая с ним из Узбекистана, потому что на такой антиквариат могли запросить документы.

Рубашка Mes Demoiselles,
комбинезон Whistles, туфли Swear

Эту рубашку я всё время беру с собой в путешествия. Долго не знала, как и с чем её носить, но потом поняла - со всем подряд или, наоборот, без ничего. На решение купить её повлияло несколько факторов, но главный - то, что скрыто. Внутри под лейблом можно увидеть принт в виде поцелуя - красных губ. Форма этих губ напоминает мои. Мне показалось, что это знак.

Мне нравится идеология марки Mes Demoiselles . Они всегда снимают невероятные лукбуки, и девушки в них выглядят красивыми и расслабленными.

Исторически консьерж – «хранитель ключей в замке». В средние века он занимался гостями феодала. В конце XIX века, когда началась развиваться Индустрия гостеприимства, во многих парижских отелях появились предприимчивые молодые люди, которые арендовали небольшую площадь и занимались просьбами гостей. Со временем в международных гостиничных цепочках появилась собственная позиция «консьерж», что позволило следить за качеством сервиса и приносило дополнительный доход отелю.

В 1929 году консьержи пяти гранд-отелей Парижа создали профессиональную ассоциацию с целью обмена опытом, получения новых знаний и просто помощи друг другу. Она получила название Les clefs d"or, или Золотые ключи.

HM: Павел, а в России когда появились консьержи?

П.Н.: Первые западные цепочки пришли в Россию где-то в 1991 году. В 1998 году начальник службы портье (консьерж) отеля «Балчуг Кемпински» Евгений Багдасаров начал заниматься созданием Российской ассоциации консьержей. Юридически организация была зарегистрирована в январе 2000 года, а уже через год на всемирном конгрессе консьержей в Афинах мы получили свой международный статус. Вообще, это очень большая организация со сложной иерархией, охватывающая 40 стран и более 5 тысяч членов.

HM: Есть разница между консьержами в России и за рубежом?

П.Н.: Если в Европе средний возраст консьержа – 30–35 лет, то в России – 23–25. И, как вы понимаете, человек в 30 лет, не говоря уже о 50-ти, обладает совершенно другим жизненным опытом. В нашей работе много рутины, но даже в обычных ситуациях есть свои нюансы. И здесь нужен человек с опытом. Так, звонишь в кассу театра: «Есть билеты?», отвечают «Есть». Договариваешься, что курьер приедет за ними через 40 минут – он приезжает, а билетов нет. «С кем вы говорили?» – «С Мариванной» – «Нет у нас такой!». У хорошего консьержа в итоге билеты будут, тем или иным путем.

HM: Вы налаживаете партнерские отношения с теми же театрами?

П.Н.: Естественно. Хотя с театрами сложнее в нашей конкретно российской ситуации, потому что там очень много людей с советским менталитетом. Если звонишь и представляешься человеком из ГУВД, генерал-майором или адъютантом Такого-то, то сразу по-другому реагируют. Когда звонишь из отеля, зачастую тебя воспринимают как «мальчик какой-то», им неинтересно. Это психология. На Западе же построена совершенно четкая бизнес-модель: человек продал – получил свой бонус.

HM: Как вы стали консьержем?

П.Н.: По образованию я инженер по земельному кадастру. Но так получилось, что в15 лет я попал в гостиницу – убирал номера, работал официантом и в службе приема и размещения. В 2000-м меня взяли консьержем в отель «Балчуг Кемпински» – совершенно случайно, я даже не представлял что это такое. Первые полгода были ужасно стрессовыми – немыслимый объем информации, сложные ситуации… Благо, волосы не темные, а то бы седина проявилась!

HM: Что было самым страшным?

П.Н.: Когда у вас 6 телефонных линий, из них 4 звонят практически одновременно, еще огромная стопка факсов, на которые нужно ответить до конца смены, и очередь, как в «Макдоналдсе» – нужно за полторы-две минуты объяснить гостю, как пройти до Кремля, где поужинать, как добраться обратно, да еще сделать это так, чтобы у него не возникло ощущения, что от него хотят отвязаться.

HM: Как дальше развивалась ваша карьера, какой важный опыт вы получили?

П.Н.: Когда я работал в консьерж-службе American Express, было очень интересно все создавать с нуля, делать базы, прописывать процедуры, собирать контакты, понимать, как вести заказы клиентов, которых ты не видишь. В гостинице ты можешь визуально «просканировать» гостя, чтобы понять, что ему предложить. Ведь тех же итальянских ресторанов в Москве очень много, но у каждого гостя свои ожидания – и важно их угадать. А как понять по телефону, что это за человек и что ему нужно? Это было интересно. Также важный опыт я получил, будучи управляющим делами у состоятельного человека – чем только ни занимался! Затем я вернулся в профессию – присоединился к команде консьержей «Swissotel Красные Холмы».

В моем понимании, консьерж – это составляющая самого человека, то есть некие ментальные или человеческие характеристики. Недостаточно знать назубок все московские рестораны, описания всех музеев, картин или помнить все переулки и улицы Москвы. Если вы начнете меня серьезно тестировать, я, наверное, экзамен по этим темам не пройду – но мне и не нужно помнить все картины «Третьяковки» или меню ресторана «Пушкин». Моя задача – найти в кратчайший срок любую информацию. И все, что легально, морально и этично, я найду.

HM: Какие для этого используете инструменты? Сколько времени уходит на обработку одного запроса?

П.Н.: Пользуемся Интернетом, телефоном. У меня в списке контактов порядка 2,5 тысяч человек – это знакомые из совершенно разных сфер. На обработку некоторых запросов достаточно 30 секунд, некоторые требуют нескольких недель. Мы в свое время искали антикварную книгу для одного иранского шаха. Это был достаточно трудоемкий сложный процесс – мы упорно обзванивали букинистические магазины.

HM: Какие еще необычные запросы случаются?

П.Н.: Летом я задержал вылет самолета. У меня гость вошел в аэропорт за 5 минут до вылета… и улетел. Сам не знаю, как я это сделал. У нас говорят, консьерж без удачи – это не консьерж. В той конкретной ситуации помогла случайность, звезды так сложились. Не последнюю роль в разрешении ситуации сыграла помощь коллеги из другой гостиницы. Сотруднику авиакомпании все равно, по какой причине человек опаздывает, у него таких звонков по 10 тысяч в день – он отвечает заученными фразами. И тут на помощь приходит где-то услышанная информация, интуиция, знание психологии: где-то надо посочувствовать, где-то чуть-чуть надавить, где-то попросить, где-то поплакаться...

Или другая ситуация. Человек подходит и говорит, что через 10 минут ему нужна машина. Но в час-пик ты не получишь автомобиль через такой короткий промежуток времени! Тут действую по-разному: звоню в транспортные компании, уговариваю диспетчера объявить по рации – вдруг кто-то рядом, или выхожу на знакомых водителей. Любой вопрос решается, если есть время и деньги. Консьерж – это не Бог, конечно. Но опять же, полет на Луну теоретически возможен. Вопрос только в том, когда и сколько это будет стоить.

Недавно ко мне подошли наши постоянные гости, сказали, что едут в Барселону и им нужны билеты на матч «Барселона» – «Реал» – и самые лучшие! А билетов нет нигде, всю Барселону перерыл. Позвонил в итоге коллеге, он пообещал достать билеты в ложу, расположенную рядом с президентами. Гости обалдели от цены, хотя до этого говорили, что для них она не важна! Это решенная ситуация или нерешенная?

HM: А забавные случаи были?

П.Н.: Как-то ко мне подошел гость, поставил около стойки чемодан и отлучился, сказав, что скоро придет. Тут же подходит еще один и ставит рядом еще два чемодана – судя по всему, они вместе. Пока я был занят, последний заказывает такси, забирает все чемоданы, подтвердив моему коллеге, что они принадлежат ему, и уезжает. Через 10 минут возвращается первый джентльмен и спрашивает свой багаж. Пришлось сказать, что мы его убрали в камеру хранения. У нас было немного времени в запасе – мы очень деликатно, не поднимая шума, потребовали чемоданы обратно и получили их, договорившись с такси. Все закончилось благополучно, гость так и не узнал, что его багаж где-то путешествовал полчаса.

HM: Каким требованиям должен отвечать соискатель на должность консьержа?

П.Н.: У каждого отеля они свои. Вот я предпочитаю, чтобы это были ребята, а не девушки – ведь приходится стоять по 8–10 часов на ногах, переносить чемоданы. Хотя с другой стороны, девушка быстрее «уболтает» разъяренного гостя, проймет его улыбкой, дамы вообще зачастую более тактичны и внимательны. Так, в «Marriott Роял Аврора» работают одни девушки, но они сидят, а не стоят, как мы в Swissotel. Ограничений по возрасту никаких нет, но я бы консьержа младше 22–23 лет не брал в принципе, потому что здесь очень важен жизненный опыт. Также нужны базовые знания по психологии. Это человек с хорошо развитой интуицией, любознательный, причем все знания должны быть разложены по полочкам. Знания языков обязательно. Если ты звонишь, например, в Париж и начинаешь разговор по-английски – результат будет один, а если говоришь хотя бы пару фраз по-французски – другой. Я могу худо-бедно объясниться на испанском, итальянском, французском.

HM: Сколько человек должно работать в службе?

П.Н.: Все зависит от отеля, от финансовой ситуации и того, как менеджмент видит эту позицию. У нас сначала было 3, сейчас 4. Я знаю гостиницы, в которых их по 18, но это не в России. HM: Как у нас воспринимается эта профессия? П.Н.: Многие вообще не знают, что это такое. Ну театральные билеты, такси, гиды… А здесь все настолько многогранно! Нужно следить за открытиями, знать трендовые места – все время держать руку на пульсе!

Ориентироваться практически во всех сферах жизни. Был такой знаменитый консьерж Жан-Клод Ильгер, где-то год или два назад он вышел на пенсию. Так вот Жан-Клод отработал в парижском отеле Plaza Athenee около 50 лет. Начинал с посыльного еще в 14 лет. Его в буквальном смысле слова знал весь Париж. Когда он выходил в своем шикарном красно-золотом фраке из отеля, чтобы что-то сделать для гостя лично, все директора бутиков на Avenue Montaigne подходили и жали ему руку. Он легенда!

HM: Что в России может привлечь молодых людей прийти на эту должность?

П.Н.: Сейчас уже появился интерес. Высшие учебные заведения, готовящие кадры для индустрии гостеприимства, мало-помалу стали обучать и консьержей. Уже есть ребята, которые просятся именно в эту службу. Привлекает постоянный драйв и, в некотором смысле, возможность творить каждый день. Хороший консьерж, как правило, не уходит из профессии. Я работал в офисе, имел должность «исполнительный директор», но мне это быстро наскучило.

HM: То есть текучка кадров невысокая?

П.Н.: И да, и нет. Все зависит от отеля, от конкретного человека. В России после революции вообще исчезла кастовость и преемственность, сейчас все хотят быть начальниками и ездить на машине с водителем, отсюда и постоянный поиск каких-то новых горизонтов. Но если консьержи меняются каждые три месяца, какой от них толк? За это время человек может освоить только самые азы. Я часто вспоминаю генерального директора отеля «Балчуг Кемпински» Ханса Зибесту. Он был очень эмоциональным, иногда эксцентричным, очень многого требовал. И для него консьерж всегда был главным человеком в отеле. Он говорил: «Мне все равно, сколько ты зарабатываешь чаевых, но если я услышу жалобу от гостей, что это слишком дорого, что их плохо обслуживают, не улыбаются им – я с тебя спрошу!». Генеральный менеджер Swissotel Ян Хованец – скорее, учитель, ментор. Я никогда не слышал, чтобы он повышал на кого-то голос, но он много объясняет и рассказывает. У нас вообще очень дружная команда.

HM: За хорошие чаевые можете взять в работу запрос, который задевает ваши этические принципы?

П.Н.: Было несколько таких ситуаций, но для меня важнее имя, чем деньги. Конечно, я не знаю, что бы сделал, предложи мне 10 миллионов долларов – может, взял бы и испарился! (Смеется). Но вообще, репутация гораздо дороже. HM: Рестораны платят какую-либо комиссию за сотрудничество? П.Н.: Предлагают практически все. Лично я не считаю это правильным: гостю нужно советовать то, что ему хочется.

HM: Как можно совершенствоваться в профессии, чтобы добиться успехов?

П.Н.: Самообразование – безостановочный процесс. Консьерж должен периодически ходить на выставки, в театры, в рестораны, развлекательные центры. Нужно изучать самые разные направления и аспекты жизни – современное искусство, импрессионизм, иконопись, тенденции моды; знать почему иногда билет бизнес-класса может стоить дешевле экономического и т.д. В общем, постоянно инвестировать в себя и свое образование

HM: Существуют ли специальные тренинги?

П.Н.: Мы с московскими консьержами собираемся где-то раз-два в месяц и посещаем какое-то новое место. Недавно шеф-повар «Свиссотеля Красные Холмы» Жан-Мишель Хардуин-Атлан рассказывал нам о гастрономических ресторанах – многие вещи стали откровением. Периодически мы встречаемся с посевщиками услуг. Например, был тренинг по обслуживанию vip-залов в аэропортах, проведенный компанией «Сенатор». Все это помогает в работе.

HM: Что-то изменилось с тех пор, как вы стали президентом ассоциации?

П.Н.: Работы прибавилось, забот. Чем больше вникаю во все, тем больше узнаю нового о самой ассоциации – уже как руководитель, который непосредственно общается с коллегами такого же уровня.

HM: Как можно попасть в профессиональное сообщество?

HM: Можно сказать, что золотые ключи – это некий знак качества?

П.Н.: Ключи – это, безусловно, знак качества. Гость, который подходит к консьержу, у которого ключи на лацкане пиджака, может быть уверен, что перед ним человек с опытом и определенным багажом знаний, значит, он приложит все усилия, чтобы решить вопрос.

HM: Как часто проходят масштабные встречи профессионалов?

П.Н.: Общероссийские – дважды в год. Международный конгресс – раз в год. На конгрессе можно получить неоценимый опыт, что важно особенно для молодых ребят. Там проводятся профессиональные тренинги по сервису, психологии, продажам, консьерж узнает другую страну, расширяет свой кругозор. Я писал письма поддержки директорам многих гостиниц, чтобы они взяли на себя расходы, связанные с поездкой молодых коллег. Некоторые думают, что мы там просто отдыхаем, ходим по ресторанам и экскурсиям – где здесь прибыль? Но все это часть нашей работы. Мы продаем эмоции! В любом пятизвездочном отеле почти те же кровати, стены, душ...

Но люди приезжают именно в вашу гостиницу, потому что им комфортно. Значит, инвестировать деньги в своих сотрудников все же стоит?! Как просчитать прибыль, которую принесет горничная, знающая, что клиент не любит взбитые подушки? А если консьерж, помня все предпочтения гостя, организовывает все еще до того, как его об этом попросили? Да, консьержи ходят по ресторанам и вечеринкам – общаются, узнают новое! Скучные тренинги лишь отбивают охоту учиться.

HM: Какие положительные сдвиги в профессии вы хотели бы видеть?

П.Н.: Профессия на нашем рынке еще очень молодая. Профессионалов в Москве можно по пальцам пересчитать. Не все из них входят в Ассоциацию, считая, что у них и так все хорошо. Но мы предлагаем не только доступ к определенным ресурсам в лице консьержей из других стран, но и развитие, новые знания, готовые решения. Все это очень важно. У нашей Ассоциации есть будущее, приходят молодые ребята, которые хотят учиться, работать. Нам нужна поддержка со стороны руководства гостиниц, Министерства туризма и спорта. Во всем мире чиновники понимают, что туристы – это деньги. Но в Москве почему-то туристы никому не нужны. Очень много всего нужно менять, взять хотя бы ситуацию с такси и надписями латинскими буквами в метро. Я надеюсь, что через 10 лет картина будет совсем иной.

Международная ассоциация профессиональных консьержей «Золотые ключи» (Les Clefs d’Or) была основана в 1929 году в Париже и сегодня насчитывает более четырех тысяч служащих пятизвездочных отелей по всему миру, сдавших экзамены и прошедших собеседование с членами исполнительного комитета. Но о ее могуществе многие узнали только после фильма Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт». К человеку с золотыми ключами на лацкане можно обратиться с просьбой о помощи в любом деле, городе или стране — ему на помощь всегда придут товарищи по ассоциации.


Костюм, жилет, BRUNELLO CUCINELLI
рубашка, VAN LAACK
галстук, WINDSOR
ботинки, BOSS


ИЛЬЯ ПИСЬМЕННЫЙ,
консьерж отеля Four Seasons Moscow:

«Примерно год назад ко мне обратилась пара из Америки с просьбой организовать незабываемый день рождения для их дочери — ей исполнялось 30 лет. Она увлекается балетом и очень любит Большой театр. Я устроил ей закрытую экскурсию по исторической сцене, а после она переоделась в трико и пуанты и приняла участие в репетиции с труппой Большого».


Костюм-тройка, BROOKS BROTHERS
водолазка, CORNELIANI
ботинки, FABI


ПАВЕЛ НИКОЛАЕВ, президент российской секции «Золотых ключей»,
шеф-консьерж отеля «Балчуг Кемпински»:

«В 2004 году у нас жил арабский шейх, и ко мне обратился его помощник: шейх непременно хотел купить антикварное издание Корана, которое, по его сведениям, было в России. Никто из московских букинистов об этом издании не слышал, но мы нашли его в Петербурге, договорились о цене, и помощник шейха с охраной отправился туда ночным поездом — к руке одного из охранников наручниками был прикован дипломат с долларами. Купив Коран, они поместили его в ячейку сейфа в «Гранд Отель Европа», а перед обратным поездом забрали. Радости шейха не было границ, а я получил одни из самых больших чаевых за всю жизнь».


Рубашка, жилет,
DIOR HOMME
брюки, VAN LAACK
туфли,
CHRISTIAN DIOR


Костюм, JOOP
рубашка, BOSS
галстук, BRIONI
жилет, BRUNELLO CUCINELLI
жилет, FABI


АННА ЕНДРИХОВСКАЯ , лучший молодой консьерж ассоциации «Золотые ключи» в 2013 году, консьерж гостиницы «Метрополь»

ИГОРЬ ЛАНЦЕВ, шеф-консьерж отеля The St. Regis Moscow Nikolskaya


Рубашка, пиджак, VAN LAACK
брюки, BRUNELLO CUCINELLI
бабочка, BROOKS BROTHERS
ботинки, ROCCO P


АННА ЕНДРИХОВСКАЯ:

«Недавно мне позвонили во втором часу ночи из Парижа: женщина — очень известный русский дизайнер — забыла в Москве свою косметичку, а завтра у нее показ на неделе моды. Надо было либо отправить косметику отсюда, либо собрать аналогичные средства там. Часа три ушло на телефонные переговоры, но в итоге с помощью ночного консьержа отеля Le Bristol, где остановилась дизайнер, я договорилась с консультантами всех магазинов, в которых продаются нужные марки, что они откроются на час раньше, и косметичка была воссоздана к нужному сроку».

Костюм, LOUIS VUITTON
рубашка, VAN LAACK
жилет, CORNELIANI
галстук, WINDSOR
ботинки, BALDININI


Костюм-тройка, BRIONI
рубашка, VAN LAACK
галстук, CORNELIANI
лоферы, SANTONI
чемоданы, LOUIS VUITTON


АНДРЕЙ КОРЫСТОВ, вице-президент российской секции «Золотых ключей»,
начальник службы консьержей гостиницы «Метрополь»:

«Как-то я увидел в баре отеля очень грустного гостя и поинтересовался, что случилось. Он рассказал: «Завтра возвращаюсь домой, а жена думает, что я в командировке в столице другого государства, только что позвонила и просила привезти местных конфет, бутылку ликера и какую-то шкатулку». На следующее утро я постучался в его номер со шкатулкой, бутылкой и конфетами из этой страны и — важная деталь — вручил ему несколько купюр местной валюты, чтобы он положил их в бумажник для полноты картины».