Как выглядят исторические особняки, которые занимает смольный. Экскурсия в особняк абамелек-лазаревых Дом абамелек лазарева на мойке

В Санкт-Петербурге много самых-самых уникальных и красивых особняков, дворцов, замков и домов, и каждый из них обладает своей изюминкой, чем-то таким особенным, что выделяет его из огромного ряда себе подобных.

Так дело обстоит и с интереснейшим дворцом князя Абамелек-Лазарева. Здание представляет собой одну из жемчужин петербургской архитектуры - строгий торжественный парапет над антаблементом, нарядные белые пилястры коринфского ордера, прочие чудеса зодческого искусства.

Он стал последним дворцом, возведённым в столице Российской империи - Петрограде, перед Октябрьской революцией. К тому же, он расположен в одном из самых красивых мест в центре Санкт-Петербурга.

Особенности дворца князя С. С. Абамелек-Лазарева

Дворец расположен в таком месте города на Неве, куда можно прибыть на теплоходе, либо отправиться отсюда в вояж по рекам и каналам Северной столицы.

Строение отличают блистательные интерьеры, хорошо сохранившиеся до наших дней. Их можно увидеть и сегодня в их первозданном величии и великолепии, они дошли до настоящего момента почти нетронутыми.

Главное украшение дворца - роскошный танцевальный зал, мастерски декорированный росписью на потолке, лепниной, мраморными колоннами и изысканным балконом. В нём устраивались балы и торжества. На балконе располагался оркестр. И сейчас он служит тем же целям.

Театральный зал украшают красно-коричневые коринфские колонны и роспись на потолке. Его использовали по его прямому назначению. Изначально его обустраивали для показов спектаклей. В нём проходили драматические представления. Здесь до сих пор есть сцена.

История дома князя С. С. Абамелек-Лазарева

Особняк составляет единое владение с домами: по набережной реки Мойки №№ 21 и 23, а также на Миллионной улице № 24. На этом участке по набережной реки Мойки, 22 в начале XVIII века был построен деревянный дом для вице-адмирала М. П. Госслера.

Затем здесь выстроили каменный особняк по проекту архитектора Г. Крафта для графа Ф. А. Апраксина в 1735 - 1737 гг. В 1770-х особняк был подвергнут перестройке, в ходе которой в центре заменили крыльцо на четырехколонный портик ионического ордера.

Он имеет стройную колонну с базой, стволом, прорезанным вертикальными желобками. Капитель (верх колонны) состоит из 2-х крупных завитков. Стены дома гладко оштукатурили, и он приобрёл современный облик. Предполагают, что здесь не обошлось без участия А. Ринальди.

B 1904 году дом № 22 по набережной реки Мойки приобрёл один из богатейших людей Российской империи - князь С. С. Абамелек (Абамелик)-Лазарев. Он же купил дома №№ 21 и 23 по набережной Мойки, связанные внутренними дворовыми флигелями со зданиями на Миллионной улице. В 1911 году князь выкупил и соседний участок дома № 24.

По его заказу в 1907 - 1909 годах архитектор Е. С. Воротилов перестроил дом № 21 по набережной Мойки. В 1913 - 1915 годах на месте разобранного дома N 23 архитектор Иван Александрович Фомин возвёл новое здание в стиле неоклассицизма.

Одновременно были проведены перестройки фасадов со стороны Миллионной улицы. В доме № 22 удлинили фасад на 2 окна. В доме № 24 в 1913 - 1914 годах пробили ворота и провели внутреннюю перепланировку. Сам князь-миллионер скончался в 1916 г. Он был бездетным, однако у него были наследники, которые владели всей его недвижимостью до 1917 г.

Знаменитые владельцы дома

С самого начала и до 1917 года домом на набережной Мойки владели многие именитые личности. Его владельцами были: сперва - вице-адмирал М. П. Госслер, для которого построили деревянный дом; затем - брат знаменитого фаворита Анны Иоанновны: Густав Бирон в 1730-х; чуть позже - граф Ф. А. Апраксин, для него возвели каменный особняк; в 1770-е годы - князь В. С. Васильчиков.

С конца XVIII века дом принадлежал графу В. П. Кочубею. Князь В. В. Долгоруков владел домом с 1809 г. Затем его приобрёл один из виднейших государственных деятелей тогдашней империи - А. Б. Куракин в 1812 г.

В 1822 - 1872 годы особняком управлял Александр Михайлович Потёмкин - участник Отечественной войны 1812 года, полковник, предводитель дворянства Петербургской губернии, действительный тайный советник, владелец Святых Гор и Гостилиц. Занимал Александр Михайлович в этом доме квартиру № 3. В здании была домовая церковь Сретения Господня.

Позднее среди его владельцев был - князь А. Б. Голицын. С 1874 по 1903 годы домом владел известный государственный деятель - граф Николай Павлович Игнатьев. С 1904 по 1916 годы дом принадлежал одному из богатейших людей России - миллионеру, князю С. С. Абамелек (Абамелик)-Лазареву. До 1917 года его недвижимостью владели его наследники.

Вас может заинтересовать информация, которая была изложена в публикациях столицы в прошлых столетиях касательно этого уникального особняка. Отметим, для удобства чтения и восприятия информации разбили абзацы на более мелкие.

По случаю отъезда Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина на целебные воды за границу, отдается в наём на два и на три года собственный дом его, состоящий 1 Адмиралтейской части 1 квартала, в большой Миллионной, со всеми находящимися в оном украшениями, как то:

шелковыми в двух покоях обоями, с окнами, украшенными драпериями, зеркалами, люстрами, картинами, столовыми часами, с вызолоченными из красного дерева с бронзою и без бронзы всякого рода мебелями <...>, с конюшнею на 22 стойла, сараями на 8 карет, с разными погребами и особым для виноградных вин <...>.

Примечание А. А. Иванова

Александр Борисович Куракин... купил дом на Миллионной в 1812 году, после возвращения из Парижа, где он в течение нескольких лет занимал должность посла...

Жители Петрограда хорошо знают оригинальный фасад двухэтажного дома, помещающегося на Миллионной, сейчас за углом Мошкова переулка. На фоне тёмно-бурых стен красиво выделяется портик с колоннами темно-серого мрамора, по-видимому греческого чипполино, с острова Евбеи.

История этого старого дома, носящего по Миллионной номер 22, такова. Он построен в тридцатых годах восемнадцатого столетия и принадлежал генералу Бирону, брату известного временщика Анны Иоанновн, затем перешёл в руки графа Апраксина, который им владел до 1794 г.

Следующие владельцы были последовательно граф Кочубей и князь Куракин. С 1822 по 1874 г. домом владел Потёмкин, бывший петроградским губернатором, предводителем дворянства и мужем гораздо более известной, чем он сам, своим влиянием при дворе, своей добротой и участием в делах церкви и благотворения Татьяны Борисовны Потёмкиной, рождённой княжны Голицыной.

Примечание (наше): в публикации (возможно) допущены 2 ошибки. Если история не лжёт, то после Кочубея домом владел Долгоруков в 1809 году, а затем Куракин с 1812 г. А не последовательно, как сказано в журнале "Столица и усадьба": после Кочубея - Куракин.

Из истории известно, что А. М. Потёмкин владел домом с 1822 по 1872 годы. А эти 2 года, с 1872 года от прежнего владельца - Потёмкина и до момента, когда особняк перешёл к следующему Игнатьеву в 1874 году, дом принадлежал князю А. Б. Голицыну. Также ниже допущены 2 орфографические ошибки, но скорее всего - это описки. Читаем дальше, так как публикация очень интересная.

С 1874 по 1903 годы домом владел известный государственный деятель граф Николай Павлович Игнатьев и, наконец, в 1903 г. его приобрел нынешний владелец. Нынешний князь Абамелек-Лазарев вырос в доме армянской церкви на Невском.

Этот дом по воспоминаниям детства был столь дорог князю, что когда он решил к своему особняку на Миллионной пристроить новый обширный дом по Мойке, то он в этом новом доме своем воспроизвел точную копию двух зал старого армянского дома архитектора Фельтена и придал фасаду этого дома (Мойка, 21) вид схожий с домом армянской церкви на Невском, 40.

Мало того из дома на Невском князь перенёс во вновь выстроенный дом на Мойке шесть фигурных печей и двери. Копия этих двух зал получилась совершенная и точнейшая. Две из этих печей монументальны и представляют собой подражание известному памятнику Лизикрата в Афинах.

Теперь оба дома соединены в один так, что человек не посвященный ни когда (прим. описка - прав. слитно = никогда) бы не догадался о том, что это два совершенно разных, связанных между собой дома. Главную достопримечательность старого бироновского дома представляет собой великолепный вестибюль и лестница.

Смело и легко вьются вверх ступени, от последней площадки, украшенной громадным зеркалом, расходящиеся в разные стороны. Прекрасный, легкий потолок полукружьем сообщает всей этой лестнице большую нарядность и стильность. На площадках стоят громадной величины белые с золотом торшеры, нарисованные Росси для михайловского дворца.

Что ныне музей Императора Александра III. Прямо с лестницы вы попадаете в большую белую залу с красивой лепной работой нежных тонов. Здесь как и во всем доме превосходный паркет. Направо и налево от этой залы окнами на миллионную лежит ряд гостиных, кончающихся с одной стороны угловой спальней и с другой большой гостиной, с великолепными фламандскими шпалерами по стенам.

Во всех комнатах вы найдёте превосходную старинную бронзу, мрамор, фарфор, семейные портреты кисти известных художников. В зале возвышаются с полу четыре колоссальные, более чем в рост человека канделябры Томира. На стенах два громадных гобелена представляющих историю Тамерлана и Баязета, исполненные в XVII в. в Брюсселе.

Старый дом заканчивается длинной белой столовой, а затем вы переходите в новую постройку. Соединением служит оригинальный овальный переход, в котором помещены четыре прелестные картины масляными красками, изображающие четырех молодых женщин кисти Боде, ученика Ван-Лоо. Боде расписывал Сансуси для Фридриха Великого.

Прилегающее к новому дому стиля Фельтена, здание домашнего театра выстроено в последние два года по плану архитектора А. И. Фомина. Как жилой дом с Мойки, так и театральный зал, выходящий на Мойку, имеют два отдельных входа с этой набережной.

Князь Абамелек-Лазарев является одним из крупнейших помещиков России. Он много работал в интересующих его областях горного дела и археологии. Написал книгу "Вопрос о недрах и развитие горной промышленности в России с 1808 по 1908 г."

Им издано несколько книг по политико-экономическим вопросам. Как археолог князь открыл в 1882 г. в Пальмире известную надпись на греческом и арамейском языках. Надпись эта вычена (прим. описка - прав. = высечена) на громадной доске белого мрамора 6х2 м, она подарена турецким султаном нашему Государю и хранится теперь в Эрмитаже.

Князем написана большая статья о Пальмире, роскошно изданная. Теперь это издание представляет библиографическую редкость. К родне Абамелек-Лазаревых принадлежит кавалерственная дама Анна Давидовна Баратынская (1814-1888), рожденная княжна Абамелек, родная тетка нынешнего князя С. С. Абамелек-Лазарева. Ей посвящены стихи А. С. Пушкина:

Когда-то (помню с умиленьем)

Я смел вас нянчить с восхищеньем,

Вы были дивное дитя.

Вы расцвели - с благоговеньем

Вам ныне поклоняюсь я.

За вами сердцем и глазами

С невольным трепетом ношусь

И вашей славою и вами,

Как нянька старая, горжусь.

Автограф этого стихотворения хранится у князя Абамелек-Лазарева, ровно как и "Последнее новоселье" Лермонтова, писанное рукой поэта и привезенное им для прочтения.

При советской власти в 1920-1925 годах здание арендовал Пушкинский дом для размещения фондов и устройства выставок. С 1927 года здесь находился Центральный дом работников физической культуры. Также тут был музей, экспозиции которого были посвящены спортивным достижениям страны.

Дом № 23 по набережной реки Мойки был построен в 1913-1914 гг. Его автор - выдающийся архитектор Иван Александрович Фомин. Он возвёл этот чудесный особняк для миллионера - князя Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева.

Вот, что можно узнать от очевидцев, которые написали. При утверждении проекта между заказчиком и архитектором произошёл серьёзный конфликт. Князь потребовал установить наверху - на парапете 6 ваз в подражание античным образцам.

Архитектор категорически был против, утверждая, что вазы как чужеродный элемент "перегрузят" искусно продуманное декоративное изящество фасада. Фомину пришлось подчиниться старому правилу насчёт того, что клиент всегда прав, и зодчий установил-таки те вазы.

В 1916 году князь умер. Через год случилась революция. Жена князя эмигрировала из России. Архитектор Фомин остался в стране и стал одним из ведущих советских архитекторов. Спор между архитектором и заказчиком разрешился в пользу первого - в соответствии "первоначальному замыслу художника" вычурные вазы, по мнению изысканного зодчего, были убраны.

В итоге, победа досталась архитектору, который, казалось бы, потерпел поражение вначале, подчинившись заказчику. Отсюда можно сделать очень поучительный вывод. Что мы вам и предлагаем на досуге. А мы на этом закругляемся, как говорится. Надеемся, понравился содержательный рассказ об этом удивительном особняке.

Адрес и как добраться до дома князя С. С. Абамелек-Лазарева

  • Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 21-23 / Миллионная ул., 22
  • Ближайшая станция метро: "Невский проспект"
  • От ст. м. "Невский проспект" пешком ~ 14 минут = 1,2 км. Из вестибюля пройти немного по Невскому проспекту, выйти на набережную канала Грибоедова, следовать всё время по нему, свернуть на Конюшенную площадь, затем в Конюшенный переулок, добраться до набережной реки Мойки, пройти по Большому Конюшенному мосту на другую сторону Мойки - с набережной пройти в Мошков переулок, свернуть налево и вы на месте.







Двери достопримечательностей открыли в честь Международного дня охраны памятников и исторических мест.

18 апреля, в Международный день всемирного наследия, двери памятников архитектуры должны быть открыты для гостей, и неважно, кто в них обитает. Как показал опрос «Карповки», мало кто из петербуржцев в курсе своего права на осмотр обычно закрытых достопримечательностей. Это решил исправить уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов, который «Культпоход» - экскурсию по двум старинным зданиям. В обычные дни особняк Абамелек-Лазаревых и Дом жилого страхового общества «Саламандра» недоступны для горожан - в них обитают три комитета Смольного. Памятники архитектуры посетила «Карповка» и выяснила, что осталось от хозяев из позапрошлого века и в каких условиях работают три городских ведомства.

Особняк Абамелек-Лазаревых

Где: Миллионная, 22
Занимает: комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга

Первым владельцем особняка на будущей Миллионной, а тогда Немецкой, улице был брат известного генерал-адмирала графа Апраксина.

Парадная лестница

После смерти нового хозяина пошла длинная череда смены хозяев участков и дома. Здание неоднократно перестраивалось в угоду новым архитектурным вкусам или из утилитарных соображений. Последними владельцами стали князья Абамелек-Лазаревы.

Этот род был сказочно богат. Они унаследовали огромное состояние от грузинских царей и итальянских князей. Кроме того, Семен Семенович Абамелек-Лазарев, хозяин дома, владел пермским имением - участком на Урале с огромными залежами металла и металлургическими заводами.

Еще до покупки особняка на Миллионной семья Абамелек-Лазаревых владела виллами в Риме, Флоренции, особняком в Нижнем Новгороде и домом на Невском проспекте, 40, при Армянской церкви. Последнее здание должно было перейти армянской общине после смерти отца Семена Семеновича, поэтому сыну пришлось купить особняк возле Дворцовой площади. Но окончательно расставаться со своим богатым гнездышком предприниматель не спешил.

Дом на Невском был наполнен многочисленными сокровищами и произведениями искусства. Когда Семен Семенович переезжал на Миллионную, он попросил у совета армянской церкви разрешения взять некоторые предметы в память о семье. Получив его, князь перевез паркеты, двери, оконные рамы, печи, лепные карнизы, а также большинство картин, скульптуру и зеркала.

Египетский зал. Здесь снимали фильм «Эзоп» (1981)

Когда его насилу остановили, новосел потребовал при перестройке возвести в особняке на Миллионной точные копии некоторых комнат дома на Невском. По просьбе Семена Семеновича в доме построили домашний театр. Его закончили в 1915 году, поэтому воспользоваться им успели всего несколько раз.

Домашний театр

Интерьеры сохранились в очень «бюджетном» варианте. На момент революции обстановка была гораздо богаче. Исчезла и весьма богатая художественная коллекция, которая была у князей Абамелек-Лазаревых. От прошлых хозяев остались паркет в некоторых залах, несколько дубовых дверей, пара стульев и стол.

Дверь из парадного зала в театр

Семен Семенович скоропостижно скончался в Кисловодске за пять месяцев до отречения от престола Николая II. Вдова Мария Павловна эмигрировала и прожила за границей до 1958 года.

Парадный зал

После 1917 года дом переходил от одной организации к другой. Здесь обитал успешный зубоврачебный институт с самым крупным в стране профильным музеем. В 1924 году деньги на содержание учреждения закончились, и его закрыли. Особняк стал центральным домом работников физкультуры в 1927 году, а с 1933 года сюда вселился комитет по физической культуре и спорту, который обитает в нем и сейчас.

Дом жилого страхового общества «Саламандра»

Где: Караванная, 9
Занимают: комитет по благоустройству и комитет по развитию транспортной инфраструктуры

Внутренний двор

Доходный дом строили в 1906–1911 годах. Проект разрабатывал архитектор Пель, который умер как раз в начале строительства. За более чем сто лет в здании практически не осталось «приветов» из прошлого. Весь дом поделен на небольшие части, которые находятся под охраной или не представляют ценности для поколений. Сохранились несколько лестниц, мозаика на полу, эркер второго этажа и арка с крестовыми сводами во внутреннем дворе. Остальное пространство поглотил «евроремонт» из бежевых стен, плитки и пластиковых окон.

Гостям предлагают пройти по главной лестнице, одной из местных достопримечательностей. На площадках парадной пол покрывает мозаичная плитка - тоже предмет охраны. Самая главная гордость комитета по благоустройству - металлическая лестница, которую отлили на известном чугунолитейном заводе Сан-Галли. По ней чиновники регулярно поднимаются на шестой этаж: лифта в этой части здания нет. В здании есть и винтовая металлическая лестница, которая также выглядит чужой в офисных интерьерах.

Вход в КРТИ

В части дома, которую занимает комитет по развитию транспортной инфраструктуры, богатство также невелико: фасад, входное крыльцо, балкон, крестовые своды потолка, лестничные пролеты с металлическими перилами, покрашенными зеленой краской. Ни одно помещение ведомства не охраняется - от прошлого века здесь ничего не осталось.

P.S.

В 2014 году ЗАО «ВТБ-девелопмент» открыл первые два бизнес центра комплекса «Невская ратуша». Изначально планировалось, что в ее основное здание на углу Новгородской улицы и Дегтярного переулка переедут все комитеты Смольного. Покинутые чиновниками исторические здания хотели продать с торгов.

После прихода в Смольный Георгия Полтавченко судьба проекта оказалась под вопросом. Звучали предложения приспособить «Невскую ратушу» под иные нужды, в частности, под Дворец творчества юных или для чиновников Ленобласти.

В конце сентября 2012 года исполняющий обязанности председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам Олег Лысков сообщил, что снова рассматривается идея переезда части комитетов Смольного в «Невскую ратушу». Чиновник добавил, что уже есть предварительный список комитетов, которые целесообразно перевести первыми, так как их здания можно продать быстрее всего. За счет продажи старых площадей планировалось выкупать у «ВТБ-девелопмента» помещения в новом здании.

Ксения Нестерова


В месте, где сейчас находится дом Абамелек-Лазарева, не отличалась большими архитектурными достоинствами. Наряду со старинными особняками, не столько красивыми, сколько привлекательными именно своей «старинностью», здесь были и безликие строения второй половины XIX в., а кое-где уже возвышались громады многоквартирных доходных домов. Четырехэтажный, с небольшими квартирами дом князя С. С. Абамелек-Лазарева мало чем от них отличался.

Князь задумал построить новое, более респектабельное здание с просторными залами, большой столовой и обязательно с театральным залом. Старый дом разобрали, а для разработки проекта и постройки нового в начале 1913 г. был приглашен архитектор И. А. Фомин .

Сложность задачи, стоявшей перед зодчим, заключалась в ограниченности площади. С обеих сторон уже находились дома, и новый надо было вписать в их ряд. Определенные «обязательства» накладывало и расположение здания в центре города, неподалеку от Дворцовой и Конюшенной площадей. Фомин успешно с этим справился, сумев придать дому монументальность, несмотря на его сравнительно небольшие размеры.

Основа композиции фасада - четкий строй пилястров коринфского ордера, поднимающихся на высоту всех трех этажей.

Пилястры поставлены на невысокий облицованный гранитом цоколь. Они поддерживают массивный антаблемент, завершенный над карнизом глухим парапетом. Фасаду свойственно ощущение спокойного величия, присущее лучшим сооружениям в стиле классицизма. На крыше, на тумбах парапета, перекликающегося с гранитным парапетом набережной, были установлены вазы.

Благодаря четкости рисунка и крупным формам фасад дома сразу привлекает к себе внимание. Именно здание дворца создает впечатление завершенности пространства, окружающего одну из главных площадей Петербурга - Дворцовую. Фомину удалось внести в архитектуру особняка ноту изысканного аристократизма, созвучную находящимся неподалеку Зимнему и Мраморным дворцам.

Но фасад - лишь небольшая часть здания, при проектировании и строительстве которого архитектор Фомин проявил прекрасное знание классической архитектуры и замечательную способность решать сложные планировочные задачи. Парадные интерьеры дома также производят впечатление грандиозных и величественных дворцовых залов. Трудно поверить, что они созданы в стенах небольшого городского особняка.

Композиция интерьеров начинается вестибюлем - небольшим, прямоугольным в плане помещением, расположенным в левой половине здания. По всему периметру вестибюль окружен колоннами и пилястрами дорического ордера, облицованными темно-желтым искусственным мрамором. Пропорции ордера намеренно утяжелены, и благодаря этому колоннада, по высоте ненамного превосходящая человеческий рост, воспринимается как монументальное сооружение.

По контрасту с вестибюлем парадная лестница, расположенная рядом, кажется особенно легкой и просторной. Лестница удачно вписана в высокое, хорошо освещенное помещение, перекрытое кессонированным сводом.

С верхней площадки лестницы можно попасть в Большую столовую особняка, выходящую тремя громадными окнами на набережную.

Столовая оформлена празднично, ярко, она отличается цельностью объемного решения и роскошью декоративной отделки. Центр композиции здесь - лоджия с хорами для музыкантов. От всего помещения она отделена двумя парами высоких колонн ионического ордера, облицованных искусственным мрамором глубокого черного тона с крупными темно-красными и зеленовато-коричневыми вкраплениями.

Колонны контрастируют с нежным светло-зеленым тоном стен, на фоне которых ярко выделяются белые архитектурные детали и белые с золочеными рельефными украшениями двери. В центре каждой из боковых стен столовой, в арочном обрамлении с колоннами коринфского ордера по сторонам размещались живописные панно.

Декоративной орнаментальной росписью украшен и плоский потолок, переходящий по краям в пластично изогнутую падугу; ее поверхность разделена на ромбовидные кессоны с тончайшими по рисунку розетками. Ощущение художественного богатства создают и другие скульптурные детали: сложная резьба карниза, изящные кронштейны сандриков над дверями, мягко вылепленные рельефы в круглых медальонах. Чудесный наборный паркет органически дополняет оформление интерьера.

Рядом со столовой находится Театральный зал. Его архитектура достойно продолжает монументальную тему, начатую композицией фасада. Основной элемент зала - ряд высоких пилястров коринфского ордера. Их облицовка из искусственного мрамора оранжево-красного тона хорошо выделяется на фоне блестящих мраморных стен цвета слоновой кости. Между пилястрами расположены двери в обрамлении строгих наличников, украшенных рельефами с изображениями грифонов. Сюжет росписи плафона подсказан назначением зала: в центре перекрытия в восьмиугольной раме художественно выполнена несущаяся в облаках квадрига Аполлона - бога красоты, покровителя искусств. По краю плафон окружает фриз с изображениями путти, поддерживающих гирлянды. При создании Театрального зала вместе с Фоминым работали мастера И. А. Боданинский, расписавший плафон, и Б. И. Яковлев, создавший его скульптурный декор.

После революции, с 1917 по 1922 г., в здании располагалось Управление Петроградского угрозыска, а до 1926 г. - Пушкинский дом. В 1933 г. в особняке разместился Комитет по физкультуре и спорту Ленгорисполкома. По неизвестной причине в советское время вазы с парапета крыши были сняты.

Наб. р. Мойки, 23